После музейных гидов по институциям Парижа и Лондона ARTANDHOUSES продолжает знакомить читателей с местами, обязательными для посещения всеми любителями искусства. Сегодня — наш выбор музеев и галерей Нью-Йорка.

Metropolitan Museum

www.metmuseum.org

Гранд-музей с точки зрения полноты и тематики коллекций, один из самых посещаемых музеев мира, Метрополитен расположен на 5-й авеню и входит в так называемую Музейную милю. Его основой почти сто пятьдесят лет назад стали три частные коллекции европейской живописи. С тех пор собрание музея существенно выросло (сейчас оно насчитывает около двух миллионов экспонатов) и расширилось тематически: здесь представлены коллекции, посвященные Древнему Египту, античному и африканскому искусству, оружию и доспехам разных стран и эпох, живописи импрессионистов и постимпрессионистов, а также располагается Институт костюма с его ежегодным балом Met Gala, собирающим звезд из мира моды, кино, искусства и музыки. Исходя из широкого спектра произведений искусства в постоянной экспозиции, временные выставки также весьма разнообразны — от проектов, связанных с древними цивилизациями до современного искусства, фотографии и моды.


Музей современного искусства МоМA

и филиал MoMA PS1

www.moma.org, www.momaps1.org

Еще одна звезда манхэттенской Музейной мили — Музей современного искусства MoMA, основанный в 1920-е годы при содействии семьи Рокфеллеров. Одними из первых поступлений в коллекцию стали «Дом у железной дороги» Эдварда Хоппера и бронзовая версия «Птицы в пространстве» Константина Бранкузи. Сейчас же музей располагает одним из крупнейших в мире собраний искусства XX века, которое активно пополняется и в наши дни. Таким образом, здесь можно увидеть русский авангард, произведения в стиле минимализм, поп-арт, абстрактный экспрессионизм, диджитал и многих других стилей и направлений в мировом искусстве.

В районе Квинс находится музейное подразделение MoMA PS1 — площадка для прогрессивного экспериментального искусства, работающая с 1971 года.

Photo: Elk Studios, 2012


Neue Galerie

www.neuegalerie.org

Частный музей был основан предпринимателем и филантропом Рональдом Лаудером в память о друге, арт-дилере Серже Сабарски, который разделял его увлечение немецким и австрийским искусством и дизайном 1890–1940-х годов.

Neue Galerie находится в уютном особнячке на пересечении 86-й улицы и 5-й авеню, в котором четко прослеживается вкус его организатора: на первом этаже находятся работы Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки, а на втором — Василия Кандинского, Пауля Клее, Эрнста Людвига Кирхнера и Отто Дикса.

Crème de la crème собрания — «Портрет Адели Блох-Бауэр I», или «Золотой Адели», 1907 года кисти Густава Климта, которую Лаудер приобрел для музея в 2006 году за $135 млн. История бытования этого полотна настолько примечательна, что по ее мотивам недавно был снят фильм «Женщина в золотом» с участием Хелен Миррен и Райана Рейнольдса. В этом музее, также входящем в Музейную милю, проводятся и временные выставки, посвященные немецкому экспрессионизму, отдельным участникам течения и их связи с мировым искусством.


Solomon R. Guggenheim Museum

www.guggenheim.org

Музей стал продолжателем традиций Музея беспредметной живописи, первого в своем роде, который Соломон Гуггенхайм открыл в конце 1930-х в специально арендованной для этого квартире на Манхэттене. Там посетители могли увидеть картины Василия Кандинского и его последователей, в частности Рудольфа Бауэра и Отто Небеля, причем вскоре их было уже так много, что необходимость в строительстве отдельного здания стала очевидной.

Музей проектировал великий Фрэнк Ллойд Райт, и сейчас здание считается таким же полноправным представителем коллекции, как и находящиеся в ней шедевры. Архитектор нарушил все возможные правила организации музейного пространства, запустив движение посетителей сверху вниз по пандусу, с которого открывается вид на разноуровневые галереи и произведения искусства — например, работы Амадео Модильяни, Фернана Леже, Тео ван Дусбурга и Пауля Клее.

Сейчас Музей Гуггенхайма — это один из самых узнаваемых в искусстве брендов, объединяющий также музеи в Венеции и Бильбао.


Cooper Hewitt Museum

www.cooperhewitt.org

Музей Купера-Хьюитта — одна из девятнадцати институций, организованных под крылом Смитсоновского института. Он специализируется не только на современном, но и историческом дизайне, что вполне объяснимо, учитывая его основание еще в 1890-х годах по подобию Музея декоративного искусства в Париже. За прошедшие годы он стал больше, чем просто учебным музеем для будущих дизайнеров и декораторов.

Среди главных экспонатов в коллекции из нескольких сотен предметов — кресло Авраама Линкольна, предметы из Фонтенбло и даже советский агитфарфор. Еще был роллс-ройс группы The Beatles, но музей решил продать его и выручил более $2 млн на развитие.

Музей дизайна неоднократно переезжал и не так давно открылся после реновации в особняке предпринимателя и филантропа Эндрю Карнеги на 5-й авеню. Теперь он оснащен всевозможными мультимедийными новшествами, в том числе волшебной ручкой, с помощью которой можно сделать свою подборку экспонатов и узнать про них решительно всё, а также иммерсивной комнатой, на стены которой можно «наклеить» любые обои из музейного собрания. Здесь также проводятся временные выставки, которые могут быть связаны с конкретным предметом мебели, направлением в дизайне или же персоной.


Whitney Museum of American Art

www.whitney.org

Основательница музея, богатая наследница Гертруда Вандербильт Уитни увлеклась искусством после того, как в самом начале ХХ века съездила в Европу. Она даже начала брать уроки ваяния, причем не у кого-нибудь, а самого Огюста Родена, и даже стала довольно успешным скульптором, чьи работы установлены в США и Европе. Но больше всего она прославилась как меценат, помогающий художникам. Собственно, музей, которому Глория передала семьсот работ из своей коллекции, вырос из выставочного зала для начинающих американских авторов. С тех пор собрание увеличилось в десятки раз — сейчас здесь хранится и показывается более двадцати трех тысяч произведений искусства трех тысяч американских художников. Среди них как безусловные звезды, например Марк Ротко, Александр Колдер, Синди Шерман и Марина Абрамович, так и те, кто еще доказывает право на упоминание в истории искусств.

Не так давно Музей Уитни переехал в новое здание, спроектированное Ренцо Пьяно в районе Митпэкинг на Манхэттене, а прежнее занял Музей Метрополитен.

Помимо временных выставок, раз в два года здесь проходит Биеннале Уитни, на которой можно увидеть самое прогрессивное американское искусство.


Frick Collection

www.frick.org

Предприниматель Генри Клэй Фрик (1849–1919) собрал одну из самых выдающихся коллекций старых мастеров в мире, в которой без преувеличения есть практически всё, в том числе работы Беллини, Рафаэля, Рембрандта, Вермеера и Гойи. Помимо живописи, в неоклассическом особняке на 5-й авеню представлена обширная коллекция декоративно-прикладного искусства и европейской скульптуры. Этот музей стоит посетить хотя бы потому, что произведения из его собрания можно увидеть только здесь, поскольку они не выдаются для временных проектов. А специальные выставки, концерты и образовательные программы содействуют полному погружению в атмосферу расцвета европейского искусства. Кроме того, музей и сегодня активно приобретает шедевры живописи: например, фантастическую Данаю, осыпаемую золотым дождем, кисти Орацио Джентилески, институция приобрела в 2016 году за $30,5 млн.


New Museum

www.newmuseum.org

В Нью-Йорке немало площадок, где занимаются актуальными художественными практиками, но New Museum в этом смысле, пожалуй, превосходит всех. Во-первых, в музее, который был основан в 1977 году бывшим куратором Музея Уитни Марсией Такер, декларировался радикальный подход — каждые десять лет коллекция должна была полностью обновляться, и выставляться здесь могли только живущие художники. Этому плану так и не суждено было осуществиться, однако здесь по-прежнему дают дорогу молодым, что требует от руководства немалых усилий для привлечения средств на поддержку никому еще не известного искусства. Но именно здесь прошли первые выставки Уильяма Кентриджа и Пола Маккарти до того, как они приобрели широкую известность. Отдельного упоминания заслуживает и здание музея в районе Бауэри, спроектированное Кадзуо Сэдзимой и Рюэ Нисидзавой из бюро SANAA. Оно напоминает детскую пирамидку из поставленных друг на друга кубиков, которая словно мерцает и переливается, — такой эффект создается благодаря алюминиевой анодированной сетке, которой затянута постройка.


Museum of Arts and Design (MAD)

www.madmuseum.org

В отличие от Музея Купера-Хьюитта здесь собрана коллекция международного современного дизайна начиная с 1950-х годов. Собственно, тогда музей и был основан по инициативе Эйлин Осборн Уэбб, дочери коллекционера и филантропа. Все выставочные проекты MAD вдохновлены новаторскими идеями со всего света. Особое внимание здесь уделяют образованию — проводят семинары, теоретические и практические занятия для студентов и взрослых слушателей, а также семей.

Как водится в традициях всех динамично развивающихся институций с расширяющимися коллекциями, этот музей менял названия и места нахождения, пока, наконец, почти десять лет назад не переехал в здание, спроектированное Брэдом Клоепфилом из Allied Works Architecture.

Courtesy Museum of Arts and Design


Castelli Gallery

www.castelligallery.com

Финансист и коллекционер Лео Кастелли, эмигрировавший в США вскоре после начала Второй мировой войны и позже ставший галеристом, в немалой степени поспособствовал тому, что американское послевоенное искусство не только появилось, но и стало известным и признанным во всем мире. Точкой отсчета принято считать 1964 год, когда «Золотого льва» Венецианской биеннале получил художник из его галереи Роберт Раушенберг. А за шесть лет до этого в галерее Кастелли, вскоре после ее открытия, прошла самая первая выставка нынешнего классика Джаспера Джонса, а потом Сая Твомбли, Фрэнка Стеллы, Роя Лихтенштейна, Энди Уорхола и многих других, благодаря чему это место стало центром концептуального искусства, минимализма и поп-арта.

Сейчас галереей Лео Кастелли с двумя пространствами в Нью-Йорке управляет его жена, Барбара Бертоцци Кастелли. Здесь и по сей день проходят выставки послевоенного искусства, но их делают уже с критическим подходом, добавляя работы современных авторов.

Архивный снимок Лео Кастелли (справа) в его галерее с картинами Роя Лихтенштейна


Gagosian Gallery

www.gagosian.com

Волей-неволей критики сравнивают двух столпов галерейного бизнеса — Лео Кастелли и Ларри Гагосяна, влияние которых на современный арт-процесс сложно переоценить. Последний называл первого учителем и говорил, что многое понял потому, что просто наблюдал за работой Кастелли. Некоторые известные имена, например Уорхол и Твомбли, у галерей совпадают. Но галерея Гагосяна представляет интересы десятков художников, в том числе известных и до сих пор работающих — Аниша Капура, Джеффа Кунса и других, активно участвуя в мировых выставках и ярмарках. Сейчас у Гагосяна восемнадцать представительств в США, Европе и Азии и репутация арт-дилера №1 в мире. Были у него планы и на Москву, которым, впрочем, не суждено было осуществиться из-за мирового кризиса 2008 года — в его разгар на «Красном Октябре» как раз проходил вернисаж с участием многих знаменитых художников из галерейного пула и звезд мирового шоу-бизнеса.


The FLAG Art Foundation

www.flagartfoundation.org

Сооснователь инвестиционной компании MSD Capital, L.P. Гленн Фурман в 2008 году открыл в богемном районе Челси The FLAG Art Foundation — площадку, которая показывает самой широкой аудитории, что современное искусство может быть понятно абсолютно любому, даже самому неподготовленному зрителю. Для этого здесь показывают от четырех до шести выставок в год художников с мировым именем и начинающих. Здесь уже проходили масштабные проекты Роя Лихтенштейна, Чака Клоуза, Джеффа Кунса, арт-дуэта Элмгрина и Драгсета. Все программы FLAG — беседы с художниками, воркшопы и так далее — открыты и доступны для публики абсолютно бесплатно.


Museum of the Moving Image

www.movingimage.us

Пока во всем мире думают, как лучше выставлять и хранить разнообразные фильмы и видеоинсталляции, в Америке уже работает Музей движущегося изображения, специализирующийся на кино, телевидении и компьютерных играх. Он расположен на территории бывшей студии «Кауфман-Астория», где были созданы ранние фильмы братьев Маркс, авторов черно-белых комедий, в которых то кто-то падает, то кому-то заезжают тортом в лицо. В коллекции музея сто тридцать тысяч артефактов, более тысячи из них — кадры из известных фильмов и оборудование, которым они были сняты, а также наброски, костюмы, варианты грима, постеры, представленные в постоянной экспозиции «Позади экрана». Кроме того, здесь работает кинозал, где демонстрируются новинки кинопроката.


Morgan Library & Museum

www.themorgan.org

Сюда стоит попасть хотя бы для того, чтобы посмотреть роскошные интерьеры в стиле итальянского Ренессанса — именно с этого периода основатель библиотеки банкир Джон Пирпонт Морган начал собирать книги и рукописи. Сначала библиотека строилась для личного пользования неподалеку от его дома на Манхэттене, а в 1924 году была открыта для публики. Среди самых ценных предметов — рукописная библия, принадлежавшая Людовику Святому, новозаветные папирусы, гравюра Альбрехта Дюрера «Адам и Ева» и крупнейшее в США собрание фламандского живописца Ганса Мемлинга. В 2000-х здание было перестроено по проекту Ренцо Пьяно и сейчас здесь регулярно проходят временные выставки, на которых можно, например, увидеть то украшенные золотом и драгоценными камнями средневековые издания, то рисунки Мантеньи, Каналетто, Рембрандта и художников ХХ века.


International Center of Photography Museum

www.icp.org

Фотограф журнала Life и участник Magnum Photo Корнелл Капа основал Международный центр фотографии в начале 1970-х с романтической идеей об изменении мира к лучшему — этому должны были содействовать фотографии социальной и политической направленности, которые здесь начали собирать и показывать. Сейчас миссия расположенной в Бауэри организации видится несколько шире — а именно, какая роль фото, видео и новым медиа отводится в общественных процессах. Впрочем, здесь всё это исследуется совсем не скучно — выставки, несмотря на документальный характер, всегда очень зрелищные, здесь же работает школа, ежегодно выпускающая три с половиной тысячи человек, библиотека и архив.