Произведения величайшего экспериментатора Константина Бранкузи, трактовавшиеся как пластический радикализм, давно уже перешли в разряд классики ХХ века. Он всегда находился под сильнейшим воздействием доисторической и примитивной скульптуры, а его «Поцелуй» вечно рассматривают как антипод «Поцелуя» Родена. Знаменитая бронзовая «Спящая муза» — голова без всякого цоколя, спокойно лежащая на щеке — стала образцом упрощенной до предела формы и освобождения от традиций. Сам Бранкузи утверждал, что «не внешняя форма, а внутренняя суть реальна».

Портрет Константина Бранкузи 
Эдвард Стейхен
1922

Румын Бранкуши родился в 1876 году и в одиннадцать лет ушел из своей деревни Хобица, перебиваясь случайными заработками в ближайшем городке. Служил официантом в кафе, помощником красильщика, приказчиком в бакалейной лавке. Затем последовала учеба в Школе искусств и ремесел в Крайове, Школе искусств в Бухаресте. В 1904 году будущий скульптор оказался в Париже, отправившись туда пешком. Там он меняет непроизносимую для французов фамилию Бранкуши на Бранкузи, знакомится с Модильяни и вливается в жизнь Монпарнаса.

Кроме скульптуры Бранкузи занимался фотографией, снимал фильмы. И эта его ипостась также представлена на выставке, которая проходит сейчас в Мультимедиа Арт Музее.

Работы Бранкузи в Москву прибыли из Центра Помпиду, музея, которому вместе с архивом скульптор также завещал и обстановку своей мастерской в тупике Ронсен, 8, где проработал всю жизнь.

«Спящая муза»
1910
Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963
Собрание: Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства — Центр промышленного творчества
© Наследство Бранкузи, все права защищены (Adagp), 2017
Фотография: © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр промышленного творчества / Адам Жепка / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран-Пале

Вид против света на центр «Колонны без конца» в Тыргу-Жиу
1938
Завещание Константина Бранкузи, 1957
Собрание: Центр Помпиду, Париж Национальный музей современного искусства — Центр промышленного творчества
© Наследство Бранкузи, все права защищены (Adagp), 2017
Фотография: © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр промышленного творчества / Жорж Мегердичан / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран-Пале

«Застенчивость»
1917
Завещание Константина Бранкузи, 1957
Собрание: Центр Помпиду, Париж Национальный музей современного искусства — Центр промышленного творчества
© Наследство Бранкузи, все права защищены (Adagp), 2017
Фотография: © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр промышленного творчества / Филипп Мижа / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран-Пале

Вид мастерской: макет колонны «Врата поцелуя» (1935–1937), «Петух» (1935), «Птица в пространстве», сине-серый мрамор (1925–1931), «Изысканная девушка» (1925–1927), «Большие петухи от I до IV» (1924?, 1930, 1930–1934, 1941–1944), «Поцелуй» (начало 1940-х?), «Царь царей» (1938?), 1945–1946
Завещание Константина Бранкузи, 1957
Собрание: Центр Помпиду, Париж, Национальный музей современного искусства — Центр промышленного творчества
© Наследство Бранкузи, все права защищены (Adagp), 2017
Фотография: © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр промышленного творчества / Филипп Мижа / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран-Пале