«Каждый имеет право на свои пятнадцать минут славы», — провозгласил однажды Энди Уорхол и по-свойски разобрался с веками избитым понятием «высокое искусство».
Как известно, девальвации американский классик подверг жанр «портрета», играющий стержнеобразующую роль в его творчестве. В эту программу были вписаны не только гении и поп-звезды, «досталось» и диким животным. Но тут скорее заказчик, воспользовавшись славой художника, решил обратить внимание на вымирающие виды.
Речь идет о Рональде Фельдмане, в свое время оставившем кресло преуспевающего юриста ради карьеры арт-дилера и чья галерея между Шестой авеню и Бродвеем сегодня является одной из самых успешных на Манхэттене. Однажды судьба свела его с 52-летним Энди Уорхолом. Художник просто вернулся в то помещение в Нью-Йорке, которое хотел арендовать, но раздумал, а Фельдман за это время успел выбрать его для своей галереи. Они сдружились. Уорхол, заходя сюда по субботам вместе со своим песиком Арчи, всё задавал Фельдману вопрос, нет ли у того какой мысли насчет совместного проекта. Так в 1980 году родился цикл «Десять знаменитых евреев XX века», который московская публика, кстати, могла видеть три года назад. В 1983-м Фельдман спродюсировал серию «Вымирающие виды» («Endangered Species»), в которую вошли десять портретов редких животных: амурского тигра, африканского слона, орангутана, черного носорога, зебры Греви, гигантской панды, белоголового орлана, снежного барана, древесной лягушки из семейства квакш и бабочки.
Дарвиновский музей в рамках Года экологии в России показывает оттиски шелкографической серии, предоставленные коллекционерами, членами Европейского культурного клуба (Германия), супругами Ириной Стежкой и Георгом Порншлегелем.
Вторым названием «Животные в гриме» подчеркивается творческий метод Уорхола, жертвующего объемом и глубиной, превращающего изображения в эмблемы, в поверхности для нанесения цвета, в этакие многослойные знаки. По сути, синтезом фотографии и живописи — основой нынешнего графического дизайна и тиражной рекламы — теперь уже никого не удивишь. В данном случае неожиданные сочетания ярких цветов, укрупненный формат призваны привлечь внимание к опасности, которая грозит животным.