Трагические судьбы художников всегда волновали кинематографистов, которые нередко также испытывают на себе все сложности творческой профессии. В последние годы фильмам, посвященным реальным арт-персонажам, уделяется всё большее внимание — отсутствие качественных вымышленных историй только популяризирует байопики. В ожидании очередных громких киноисторий о живописцах ARTANDHOUSES вспоминает лучшие образцы этого жанра.

«Жажда жизни»

Винсент Миннелли, Джордж Кьюкор,  1956

Фильм режиссеров «Жижи» и «Моей прекрасной леди» снят по одноименному роману Ирвинга Стоуна о жизни и творчестве Винсента Ван Гога и предлагает зрителям практически полную биографию становления постимпрессиониста — от миссионерской деятельности в шахтерском Боринаже до смерти. Немаловажную роль в картине играют отношения с Полем Гогеном и братом Ван Гога — Тео. «Жажда жизни» примечательна в первую очередь великолепными актерскими работами Кирка Дугласа, который играет самого Ван Гога, сначала вдохновленного творчеством, затем доведенного до безумия, и Энтони Куинна, исполнившего роль Гогена, нервного, харизматичного друга и наставника. Первый получил «Золотой глобус», второй был удостоен премии «Оскар» как лучший актер второго плана. Немаловажной в «Жажде жизни» является и работа художников — натурные кадры и крупные планы в картине выстроены так, будто они действительно сошли с полотен Ван Гога.


«Монпарнас, 19»

Жак Беккер, 1958

Эта трагическая история о посмертном признании таланта Амедео Модильяни поначалу старательно притворяется классической французской мелодрамой. Бедный и непризнанный гений Модильяни, которого тонко играет любимец женщин Жерар Филип, оказывается во власти успешной и неплохо зарабатывающей журналистки Беатрис Гастингс, пьет целыми днями и рисует в местных кабаках портреты за смешную плату, пока не встречает в Академии Коларосси юную Жанну Эбютерн, роль которой в фильме исполнила красавица Анук Эме. Именно для нее Моди, как его называли в богемном Париже, готов полностью изменить свой образ жизни, однако дни Модильяни к тому времени уже сочтены. В отличие от более современного фильма «Модильяни» Майкла Дэвиса, где также речь идет о последних годах жизни итальянского экспрессиониста, Жак Беккер не доводит любовную историю Моди и Жанны до известного трагического конца, а постепенно, ближе к финалу картины, переключается на тему артистического успеха и вечной дилеммы: лучше хорошо заработать или заниматься любимым делом до конца своей жизни? Трагическая участь постигла не только героя ленты Беккера, но и исполнителя главной роли: Жерар Филип, заставивший после выхода этого фильма влюбиться всех зрительниц в обаятельного неудачника Модильяни, скончался через полтора года после выхода «Монпарнаса, 19» в возрасте тридцати шести лет.


«Караваджо»

Дерек Джармен, 1986

Британский режиссер Дерек Джармен начинал как художник-постановщик картины Кена Рассела «Дьяволы». Тяга к тщательно выстраиваемому кадру, насыщенному художественными деталями, и осмысление именно что искусства кино заметна и в одной из немногих его режиссерских полнометражных работ «Караваджо», посвященной основателю реализма и, в частности, его насыщенному не только творчеством, но и любовными отношениями «римскому периоду». Несмотря на то, что за основу сюжета Джармен берет любовный треугольник художника (Найджел Терри), его натурщика Рануччио (Шон Бин) и любовницы Раннучио (Тильда Суинтон), концентрируется режиссер всё-таки на творчестве Караваджо, стиль которого оказывается как нельзя близок британцу Джармену.


«Баския»

Джулиан Шнабель, 1996

Режиссерский дебют американца Джулиана Шнабеля, который через десять лет после этой работы получил приз Каннского фестиваля за другую биографическую драму «Скафандр и бабочка», участвовал в конкурсе Венецианского кинофестиваля, но остался там, к сожалению, без наград. Родившийся в Бруклине Шнабель сам был частью яркой артистической тусовки нью-йоркских неоэкспрессионистов конца 1970–1980-х годов, так что не удивительно, что именно этому периоду он и посвятил свою первую киноработу и в качестве центральной фигуры для этой истории выбрал самого трагического персонажа — художника Жан-Мишеля Баскию, погибшего в возрасте двадцати семи лет. Речь в фильме идет о становлении Баскии — от художника граффити до соавтора Энди Уорхола. Роль последнего в фильме играет музыкант Дэвид Боуи, Баскию — персонажа талантливого, но в чем-то наивного — актер Джеффри Райт, а самого Шнабеля, который в фильме скрывается за выдуманным персонажем Альбертом Мило, — Гари Олдман.


«Поллок»

Эд Харрис, 2000

Режиссерский дебют актера Эда Харриса, в котором он же и сыграл заглавную роль — американского идеолога абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока, звучит главным образом как признание в любви бунтовщикам, талантливым, хоть и склонным к вредным привычкам, и не признающим консервативные взгляды модного общества. Картина, как и свойственно многим биографическим лентам, начинается с отчаяния непризнанного в предвоенные годы Поллока, поклонника Пикассо и Рембо, и сосредоточивается на семейных отношениях с Ли Краснер, которая стала для американского художника не столько музой, сколько продюсером и куратором. Но главными преимуществами этой ленты становятся всё-таки бурные сцены создания Поллоком своих шедевров, от которых и получает явное удовольствие сам Эд Харрис.


«Фрида»

 Джули Тэймор, 2002

Одна из самых успешных лент, посвященных великим художникам, и уж точно самая знаменитая работа в скромной фильмографии режиссера Джули Тэймор. Она запомнилась многочисленным зрителям в первую очередь работой актрисы Сальмы Хайек, жаждавшей сыграть свою легендарную соотечественницу — яркую художницу и покорительницу сердец Фриду Кало. На протяжении всего фильма заметна отдача, с которой Хайек выстраивает образ экстравагантной художницы, старательно воплощая на экране надломленную, эксцентричную, но сексуальную натуру Кало. Старания актрисы не могли не заметить американские киноакадемики — Хайек стала первой мексиканкой, получившей номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучшая женская роль». В тот год, правда, награда досталась не ей, а Николь Кидман, которая, кстати, тоже играла реального исторического персонажа и женщину непростого характера — писательницу Вирджинию Вулф в фильме «Часы».


«Найденный рай»

Марио Андреаккио, 2003

ArtBiopic12jpg

Фильм австралийского продюсера и режиссера рассказывает о жизни художника Поля Гогена на Таити — острове, где живописец нашел вдохновение и спокойствие вдали от шумного, изматывающего непониманием и бедностью Парижа. Собственно на этом противопоставлении французской столицы с умиротворяющим островом и строится картина Андреаккио. Причем парижская история по яркости эмоций существенно выигрывает — не в последнюю очередь за счет работы актрисы Настасьи Кински, которая играет в «Найденном рае» жену художника — Мэтте. Главную же роль в ленте Андреаккио с воодушевлением исполняет актер Кифер Сазерленд, для которого работа в этой картине стала одной из немногих по-настоящему сложных драматических ролей. Интересно, что за семнадцать лет до выхода «Найденного рая» в мировом прокате появилась биографическая драма «Волк на пороге», в которой роль того же Гогена, правда, в период возвращения в Париж, сыграл отец Кифера — Дональд Сазерленд.


«Призраки Гойи»

Милош Форман, 2006

Режиссер Милош Форман — один из главных создателей биографических картин, в которых он, в отличие от большинства кинематографистов, занимается не просто пересказом нелегкой артистической судьбы, а представляет художественный взгляд на роль творца в обществе. К такому типу фильмов оскароносного режиссера относятся и «Призраки Гойи». В масштабном костюмном полотне, рассказывающем главным образом об ужасах испанской инквизиции, придворный живописец Франсиско Гойя в исполнении актера Стеллана Скарсгарда, казалось бы, не является героем первого плана, но именно через его работы и отношение к суровой действительности и рассказана эта история о юной музе (Натали Портман) художника, обвиненной в приверженности к иудаизму и встретившей на своем пути коварного священника Лоренцо (Хавьер Бардем).


«Камилла Клодель, 1915»

Брюно Дюмон, 2013

Довольно неожиданная работа французского мизантропа Брюно Дюмона с его любимой актрисой Жюльетт Бинош в роли художницы и скульптора Камиллы Клодель. В этой ленте Дюмон практически полностью отходит от свойственного ему жестко-сатирического повествования и сосредоточивается на истории Камиллы Клодель, как когда-то она была сосредоточена на своей любви к Огюсту Родену. Однако Дюмон, известный своей любовью к непрофессиональным актерам, выбирает для истории период жизни художницы в сумасшедшем доме (его обитателей играют душевнобольные люди), куда ее поместил брат — дипломат и поэт Поль Клодель. Там Камилла живет тем, что пишет письма брату, вспоминает свое былое мастерство и ревность Родена к своему таланту.


«Уильям Тернер»

Майк Ли, 2014

Картина британского режиссера, обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля Майка Ли посвящена одному из главных британских художников Уильяму Тернеру, чью роль в фильме блистательно исполняет опять же один из главных британских актеров Тимоти Сполл. Их Тернер — обрюзгший, ворчливый, отгороженный от мира, слишком инфантильный, уже в преклонном возрасте живущий с отцом, бывшим мастером по изготовлению париков, но при этом всё тот же чуткий к натуре, тонкий живописец, с какой-то детской наивностью отправляющийся делать эскизы георгианской Англии и пугающийся появления на родине американской фотокамеры, совершенно не приспособленный к реальной жизни, но безусловно ценящий искусство, завещанное родной стране.