Дебютная в Скандинавии ретроспектива ключевой фигуры современного американского искусства Джаспера Джонса (1930) проходит в Музее Мунка. Воспользовавшись встречей этих имен, куратор проекта Джон Рейвенал (директор музея и парка скульптур DeCordova под Бостоном) решил исследовать связь между искусством мастера поп-арта и норвежского экспрессиониста.
Впервые Джаспер Джонс увидел работы Эдварда Мунка (1863–1944) в 1950 году на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Спустя двадцать пять лет, уже в конце 1970-х годов, в творчестве американца можно обнаружить следы влияния автора «Крика». Испробовав себя во всех художественных течениях Нью-Йорка, обратившись к абстракции, минимализму, концептуальному искусству и поп-арту, написав немало вещей с включением элементарных образов, цифр, букв, карт, мишеней, американского флага, Джаспер Джонс тогда искал новые для себя темы и формы. С годами его стали занимать экзистенциональные вопросы: любовь, смерть, страх, болезнь — всё то, что можно наблюдать и в творчестве Мунка.
Джонс обращается к скульптуре. Его живописные работы стали более тихими, монохромными — их почти покинули резкий ритм, динамика и контрастный цвет.
Сходство искусства склонного к меланхолии Эдварда Мунка, передававшего накал чувств графикой выразительных линий, с художественным языком Джаспера Джонса можно обнаружить в его серии картин с абстрактными штрихами.
Узор покрывала, изображенного Мунком на позднем «Автопортрете между часами и кроватью» (1940–1943) заинтересовал Джонса, и он не только выполнил работу по ее мотивам и с тем же названием, но еще неоднократно повторил и сам мотив. Знаменитое покрывало, кстати, тоже присутствует в экспозиции, на подиуме.
Из Осло выставка переедет в штат Вирджиния и будет показана в Музее изобразительных искусств в Ричмонде с 12 октября по 20 февраля 2017 года.