В Русском музее открывается выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Кандинского, художника, стоявшего у истоков абстрактного искусства. Это уже вторая в этом году выставка, приуроченная к юбилею: российские музеи, и каждый со своей «оптикой», подступаются к наследию Кандинского, пристально исследуя все его грани. Третьяковская галерея весенней выставкой «Контрапункт» искала созвучия и «противозвучия» двух знаменитых и значимых произведений художника, написанных в 1913 году: «Композиции VII» и «Композиции VI». Последняя хранится в Русском музее, кураторы которого изучают Кандинского под несколько другим углом. Их интересуют национальные истоки в искусстве теоретика беспредметности, выходца из купеческой семьи потомков сибирских каторжан.

vasil_candinsky_6

«Импровизация 11»
1910

Поэтому для сравнения, наряду с живописными и графическими произведениями мастера, образцами авторского фарфора, на выставке будут представлены работы его знаменитых современников: Ивана Билибина, Елены Поленовой, Сергея Малютина, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Алексея Явленского, Марианны Веревкиной и др.

Судьба Кандинского, стоит напомнить, сложилась необычно: на протяжении довольно долгой жизни (1866–1944) он был гражданином трех стран: России, Германии и Франции. Прабабушка художника была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец — представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

vasil_candinsky_2

«Синий гребень»
1917

В искусство Кандинский попал не сразу. Студент юридического факультета Московского университета увлекся этнографией и совершил экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

В тридцать лет доцент-профессор отправился учиться живописи в Мюнхен, где вместе с художником Францем Марком создал группу экспрессионистов «Синий всадник». В 1914 году художник в Москве. После революции искренне пытается ужиться с новой властью, но абстрактное искусство названо упадочническим, а Кандинский — «приспешником буржуазии». Приняв очень своевременное предложение, сделанное немецким архитектором Вальтером Гропиусом, о преподавании в новой школе Баухауз в Веймаре, уезжает в Европу, где становится всемирно известным художником.


vasil_candinsky_7

«Два овала»
1919

vasil_candinsky_3

«Черное пятно (I)»
1912

vasil_candinsky_5

«Амазонка в горах»
1917 — 1918

vasil_candinsky_8

Михаил Ларионов
«Близ лагеря»
1910-1911

vasil_candinsky_4

Давид Бурлюк
«Лошади»
1908

vasil_candinsky_9

Николай Рерих
«Змиевна»
1906