С 29 по 31 марта в Гонконге проходит очередная ярмарка Art Basel Hong Kong. Но, в отличие от ярмарок в самом Базеле и Майами, она дает коллекционерам и дилерам всего два дня на закрытые просмотры, а билеты для прочих любителей искусства поступают в продажу только 29 марта. И в этот кроткий срок прилетевшая с Art Dubai публика пытается успеть сделать всё и поспеть всюду — в расписании практически нет маловажных или скучных событий.
Например, Давид Цвирнер открыл свою галерею в Гонконге выставкой-шоу Вольфганга Тильманса, куда в вечер открытия стояла километровая очередь. В этом же здании проходит выставка Кристофера Вула из коллекции Тома и Джанин Хилл и экспозиция новых работ Ай Вэйвэя. В соседнем здании молодой куратор Лоуренс ван Хаген презентовал свою путешествующую поп-ап выставку «Whats Up», на которой показывают невероятной красоты работу Яёи Кусамы и другие громкие и знакомые всем имена. Этим отличается и сама ярмарка: известные художники, качественные работы — всё, что любят в любой точке планеты. И это не может не радовать коллекционеров — в период нестабильности они хотят пополнять свои коллекции беспроигрышными вариантами.
О важности азиатского рынка и Гонконга в частности говорит не только новая галерея Цвирнера, но и открытие первого в городе выставочного пространства аукционного дома Phillips. На выставке-продаже здесь мобиль Александра Колдера, фотография Хельмута Ньютона, работы Питера Дойга, Марка Шагала, Яёи Кусамы, Кита Харинга.
На самой же ярмарке чествуют масштаб. Не может обойтись без внимания Джефф Кунс — половину стенда галереи того же Цвирнера занята его работами, и сам художник с удовольствием позирует на их фоне. В галерее Gladstone с пространствами в Нью-Йорке и Брюсселе блестящая во всех смыслах работа Аниша Капура стоит £725 тыс., а крупная инсталляция британки Сары Лукас, сделанная из матраса и ламп, обойдется в £275 тыс.
В Lisson Gallery можно вновь встретить Капура, только в темно-бордовых тонах, а также Кармен Эрреру и Ли Уфана — всех тех, кого галерея обычно возит по ярмаркам. В Metro Pictures — Синди Шерман и Камиль Анро; в Sprüth Magers — Дженни Хольцер во всем многообразии ее рабочих техник; в Gavin Brown — Риркрит Тиравания и Алекс Катц.
Галерея Lelong на этот раз половину стенда отдала тиражным работам. Здесь, например, рядом с картиной Жоана Миро висят его же тиражные серии. За принт с портрета Джорджа Эдвардса работы Фрэнсиса Бэкона просят €12,5 тыс., а за отпечаток Кандинского — €10 тыс. На все тиражные произведения указаны цены.
В Simon Lee работу Джорджа Кондо 2008 года можно приобрести за $1,75 млн. Галеристы называют ее главной на своем стенде, хотя в подсобке прячется еще один Кондо, не уступающий первому по качеству.
Парижская Galerie Kamel Mennour выставила гигантскую скульптуру французской художницы Камиль Анро, удостоившейся «Серебряного льва» как лучший молодой художник на Венецианской биеннале в 2013 году, за €300 тыс., а ее рисунок с выставки в Пале де Токио за €50 тыс. Цены на ее работы медленно, но уверенно растут.
Берлинская neugerriemschneider привезла портрет баритона Дмитрия Хворостовского, написанный Элизабет Пейтон уже после смерти певца в 2018 году. Его можно приобрести за $95 тыс.
В другой берлинской галерее — König — выставлены яркие картины Норберта Биски, немецкого художника, работающего в стилистике поп-арта. За €45 тыс. вам продадут большую и красочную работу, а за €14 тыс. — маленький портрет. По соседству демонстрируют отличных Алисию Кваде и Йеппе Хайна, но внимание концентрируют на Биски — скоро галерея открывает его выставку в Лондоне.
Еще одна немецкая галерея — Buchholz — участвует в ярмарке в Гонконге второй раз и всё еще присматривается к местным вкусам и настроениям. Назвать эти поездки очень удачными в галерее не решаются и поэтому с нераскрученными именами не приезжают: свой стенд они заняли работами Тильманса (€150 тыс.) и большой инсталляцией из манекенов Изы Генцкен (€600 тыс.).
Есть в Гонконге и новички — дубайцы The Third Line настроены очень оптимистично. По словам директора галереи, для них это бесценный опыт, и даже сама подача заявки и подготовка к ярмарке делает команду профессиональнее и лучше. На стенде они выставили биеннальных любимчиков группу Slavs and Tatars со специально созданной для Китая серией «Love me, Love me not» (€7000 за вещь серии).
Но особенно отличилась в этом году Gagosian Gallery, одна из первых «акул рынка», открывших представительство в Гонконге. Даже ее сотрудники считают свой стенд лучшим за всё время участия в ярмарке: здесь и Джон Каррен, и две работы позднего Пикассо 1971 года, и Жан-Мишель Баскиа. Однако самый популярный и привлекающий внимание объект — коллаборация модного дизайнера, основателя бренда Off-White и нового арт-директора мужской линии Louis Vuitton Вирджила Абло и легендарного японца Такаси Мураками. Инсталляцию из картин и скульптур показывали в лондонском пространстве галереи этой зимой, а теперь перевезли в Гонконг ($275 тыс.). Как рассказали представители галереи, треть стенда была распродана еще до начала ярмарки — работы букировали сразу после e-mail рассылки того, что будет представлено на ярмарке. Часть купили и в первый день превью.
По утверждениям дилеров, гонконгская ярмарка вообще отличается от других если не совсем уж бешеными продажами, то стабильным доходом для всех участников. И это на фоне постоянных жалоб галеристов в СМИ на ярмарки вообще (продается мало, перевозить дорого). Так что, вероятно, в Гонконг и в Азию скоро переместится еще больше галерей, художников и коллекционеров.