Выставка, с которой ГМИИ им А. С. Пушкина начинает год, замыслена кураторами в формате диалога двух важнейших фигур испанской культуры, Франсиско Гойи и Сальвадора Дали. В собрании московского музея хранится сорок одна из восьмидесяти гравюр из серии «Капричос», где Гойя критикует общественную мораль, лицемерие дворянства, придворных, ханжество церкви, жестокость инквизиции, а заодно людские пороки, невежество, притворство, женскую ветреность. «Сон разума рождает чудовищ» — самая известная из работ серии, которую автор называл «Собранием эстампов на фантазийные сюжеты». Оттиски с оригинальных досок 1799 года были осуществлены самим Гойей в технике офорта с акватинтой.

Через сто восемьдесят лет Сальвадор Дали дополнил и расцветил композиции великого соотечественника сюрреалистическими фантазиями и собственными видениями, прибегнув к технике сухой иглы, офорта и пошуара. Созданные Дали листы из «Капричос Гойи» на выставку предоставил коллекционер Борис Фридман, вещи из собрания которого уже не впервые участвуют в проектах ГМИИ и во многом благодаря которому зритель узнал, что это за жанр такой, «книга художника» (livre d’artiste).

В сатиру Гойи Дали вводит новых персонажей, раскрашивает их и дорисовывает фон. Мало того, он делает собственные комментарии к серии, придав ей современное звучание, к загадкам Гойи добавив свои собственные. Любопытно, что тексты Дали впервые переведены на русский язык именно для московской выставки.

GoyaDali2

Франсиско Гойя, «Они говорят: “Да” — и отдают свою руку первому встречному», 1799, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сальвадор Дали, «Всякому и каждому из первых восемнадцати плетеных кресел», 1977, из собрания Б. Фридмана

GoyaDali3

Франсиско Гойя, «Он даже так не разглядит ее», 1799, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сальвадор Дали, «Он так их донимает», 1977, из собрания Бориса Фридмана

GoyaDali4

Франсиско Гойя, «Брависсимо!», 1799, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сальвадор Дали, «Нет», 1977, из собрания Бориса Фридмана

GoyaDali5

Франсиско Гойя, «Сон разума рождает чудовищ», 1799, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сальвадор Дали, «Сон разума рождает чудовищ», 1977, из собрания Бориса Фридмана

GoyaDali6

Франсиско Гойя, «Чего только не сотворит портной!», 1799, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сальвадор Дали, «Даже чистый кислород на Марсе», 1977, из собрания Бориса Фридмана

GoyaDali7

Франсиско Гойя, «То вверх, то вниз», 1799, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сальвадор Дали, «Как вознесся, так и падешь», 1977, из собрания Бориса Фридмана

GoyaDali8

Франсиско Гойя, «Погоди! Еще не домазали», 1799, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сальвадор Дали, «Пусти», 1977, из собрания Бориса Фридмана

GoyaDali9

Франсиско Гойя, «Не ори, дуреха», 1799, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сальвадор Дали, «Не ори, дурень», 1977, из собрания Бориса Фридмана

GoyaDali1

Сальвадор Дали
«Капричос» Гойи Сальвадора Дали
1977
Из собрания Бориса Фридмана