Выставка, с которой ГМИИ им А. С. Пушкина начинает год, замыслена кураторами в формате диалога двух важнейших фигур испанской культуры, Франсиско Гойи и Сальвадора Дали. В собрании московского музея хранится сорок одна из восьмидесяти гравюр из серии «Капричос», где Гойя критикует общественную мораль, лицемерие дворянства, придворных, ханжество церкви, жестокость инквизиции, а заодно людские пороки, невежество, притворство, женскую ветреность. «Сон разума рождает чудовищ» — самая известная из работ серии, которую автор называл «Собранием эстампов на фантазийные сюжеты». Оттиски с оригинальных досок 1799 года были осуществлены самим Гойей в технике офорта с акватинтой.
Через сто восемьдесят лет Сальвадор Дали дополнил и расцветил композиции великого соотечественника сюрреалистическими фантазиями и собственными видениями, прибегнув к технике сухой иглы, офорта и пошуара. Созданные Дали листы из «Капричос Гойи» на выставку предоставил коллекционер Борис Фридман, вещи из собрания которого уже не впервые участвуют в проектах ГМИИ и во многом благодаря которому зритель узнал, что это за жанр такой, «книга художника» (livre d’artiste).
В сатиру Гойи Дали вводит новых персонажей, раскрашивает их и дорисовывает фон. Мало того, он делает собственные комментарии к серии, придав ей современное звучание, к загадкам Гойи добавив свои собственные. Любопытно, что тексты Дали впервые переведены на русский язык именно для московской выставки.