Коллекционер, дипломированный историк искусства и основатель московской международной арт-ярмарки COSMOSCOW Маргарита Пушкина рассказала ARTANDHOUSES о своей коллекции современного искусства, уверенности в себе, новых собирателях и ценах на молодых художников.

Вы почти четыре года делаете COSMOSCOW, чем, бесспорно, оживляете наш арт-рынок. Но ярмарка проходит раз в году. В остальное время — редкие аукционы современного искусства. Как наш рынок чувствует себя сейчас, по вашему мнению?

Это сложный вопрос. Я понимаю, почему мне этот вопрос задают, но, по большому счету, мы же не на передовой рынка, потому что мы организуем лишь некую платформу для коммерческих галерей. И этот вопрос, скорее, к галеристам, к тем, у кого что-то происходит в течение года. И во время ярмарки все сделки и все общение происходят непосредственно между галереями и коллекционерами, покупателями, потенциальными клиентами. Мы со своей стороны создаем условия.

Можно сказать, что если галереи есть и продолжают работать, то какое-то движение есть.

Да, безусловно.

Появляются ли новые коллекционеры? Или все-таки это в основном собиратели со стажем и случайные люди, которые ищут что-то для украшения интерьера?

Любой коллекционер, которого мы можем с уверенностью назвать именно коллекционером, в какой-то момент осуществлял первые шаги. В большинстве случаев это был поиск искусства, чтобы украсить дом или офис. И с этого начинается коллекция и интерес. Но что касается новых людей, могу с уверенностью сказать, что они есть! Это и исходя из моих наблюдений у нас на ярмарке, и просто по моим разговорам со многими людьми, друзьями в том числе.

MargaritaPushkina24

Сейчас, когда я стала профессионально заниматься ярмаркой, я вижу, что даже ближнее окружение совсем по-другому меня воспринимает, задает вопросы, начинает интересоваться современным искусством. Есть приятный тренд, что современное искусство сейчас становится более популярным направлением в области арта по разным причинам. Во-первых, потому, что российские люди действительно постепенно открывают для себя новые вещи. Во-вторых, потому, что в Москве много всего происходит. И накапливаются впечатления, знания, формируется более осознанное отношение. Это происходит и благодаря музеям, в частности, «Гаражу», такому модному месту силы.

Например, в этом году, после ярмарки, слышала много мнений от галеристов, которые говорили, что случился некий в их представлении качественный сдвиг. Он связан с тем, что приходила новая публика, задавала заинтересованные вопросы, спрашивали про художников. Это очень важный момент, что люди, как минимум, не стесняются и интересуются уже более глубоко тем, что происходит в области современного искусства.

Павел Пепперштейн "Небоскреб Черный Куб (Malevich Tower)" Проект "Город Россия", 2007

Павел Пепперштейн
«Небоскреб Черный Куб (Malevich Tower)»
Проект «Город Россия», 2007

Не раз слышал высказывания потенциальных покупателей о некоем пороге страха перед покупками в галереях и на аукционах. Как по-вашему, можно ли его преодолеть?

Я считаю, что одна из важных функций галеристов — это все-таки создать круг, условно, друзей галереи, людей, которые общаются, приходят на вернисажи. Некоторые галеристы, может быть, со мной не согласятся, но таково мое мнение. Я вижу, что так функционируют известные галереи на Западе, и это правильно. А страх, я думаю, существует просто потому, что актуальное искусство часто многим людям кажется непонятным.

Оглушающим аукционными ценниками в миллионы долларов…

Да. Согласна, что такой момент наверняка тоже есть. Для делающих первые покупки это, в том числе, и момент новизны… Я вспоминаю свои первые шаги давным-давно. Я, правда, не стеснялась общаться. Наоборот, постоянно ко всем приставала с вопросами. Например, к основателю галереи XL Лене Селиной, с которой у нас так родилась близкая дружба.

Сначала человеку трудно разобраться, но это не значит, что это невозможно. Это все-таки требует определенного труда, интереса и времени.

MargaritaPushkina14

Это зависит, очевидно, и от атмосферы, которую создают сами галеристы.

Согласна!

Потому что в любой западной галерее тебе как минимум улыбнутся и с тобой поздороваются, чего не скажешь о большинстве московских.

Мне улыбаются!

Это прогресс! Но вас-то знают уже все.

Галеристы вообще очень приятные люди. Их число растет, появляется молодое поколение, которое приходит с желанием внести свой вклад в область современного искусства. Собственно, и поэтому тоже мы делаем ярмарку.

Наталья Стручкова Futurussia

Наталья Стручкова
Futurussia

Для обучения хорошим манерам?

Нет, ну чтобы у людей была еще одна приятная возможность в непринужденной обстановке прийти познакомиться с галеристами и художниками, хорошо провести время.

Коллекции порой начинаются с каких-то не очень громких имен. Как правило, работ молодых художников. По вашему мнению, сколько должны стоить работы молодых начинающих авторов?

Хотела обратить внимание на то, что не обязательно коллекции начинаются с недорогих или молодых художников. Все зависит от финансовых возможностей, бэкграунда, возраста. Например, 30-летние сегодня совсем другие. Сейчас новое поколение коллекционеров — это люди с финансовыми возможностями, которые, например, отучились на Западе, и у них к современному искусству и коллекционированию совершенно другое отношение. Для них это все более естественно. А те кто старше, родом из СССР, для себя эти вещи вынуждены объяснять, осмыслять.

Сергей Сапожников "Без названия", 2006

Сергей Сапожников
«Без названия», 2006

Что касается ценообразования в области современного искусства, то это вопрос трудный. Молодые художники, безусловно, не должны быть слишком дорогими просто потому, что есть некий логический путь. Это должны понимать и сами галеристы. Потому что поддержка молодых художников — это процесс, связанный с продюсированием. Галерист открывает для себя молодые таланты и должен иметь терпение и веру в то, что сам художник станет известным, и цены на его работы постепенно вырастут. И это процесс очень затратный, непростой, но он логичный. Поэтому у нас все-таки с ценами на молодых русских художников все более-менее справедливо и понятно. Они стоят пока не очень дорого.

MargaritaPushkina5-1

Каков примерный диапазон?

Ценовой диапазон может быть, наверное, от €500 и выше. Это зависит от того, какие материалы или медиа художник использует. Потому что скульптура всегда стоит дороже, так как процесс производства более дорогой. Потолок для молодых — €10 тысяч, я считаю.

Трейси Эмин Blinding, 1996

Трейси Эмин
Blinding, 2008

Помните, за сколько первую работу в свою коллекцию купили?

Кажется, в районе €500.

Это было в Москве?

Да, в одной галерее, картину Михаила Рудакова. Еще я покупала Игоря Кислицына, самобытного хорошего художника 1970-х из неофициальных, которым ни одна галерея не занимается. Сейчас, правда, этот период меня не очень интересует.

Работы до сих пор с вами?

Да, висят в загородном доме.

MargaritaPushkina19

Сегодня какие самые ценные работы в вашей коллекции?

Смотря как оценивать. Например, в моей коллекции есть работа Павла Пепперштейна из серии «Город Россия». У нее богатая выставочная история, она участвовала в проектах Tate Modern, New Museum в Нью Йорке. Или, например, неоновая работа Трейси Эмин. Она была приобретена еще до того, как Трейси Эмин представляла Великобританию на Венецианской биеннале. Это неон более ранний и редкий.

Эмин покупали в Лондоне?

В галерее White Сube.

Владислав Мамышев-Монро "Уорхол", 2005

Владислав Мамышев-Монро
«Уорхол», 2005

Какие ощущения испытывали, когда покупали? Были ли сомнения в эмоциональности покупки, или вы осознанно к этому шли?

Я шла к этому осознанно. Параллельно у меня была другая ответственность: я начала работать в банке «КИТ Финанс», заниматься корпоративной коллекцией современного искусства. К тому времени довольно много всего накупила для себя. Уже в момент старта корпоративной коллекции у меня была такая приятная уверенность, когда ты не сомневаешься в том, что покупаешь.

Сергей Шеховцов "Елка", 2010

Сергей Шеховцов
«Елка», 2010

Вы регулярно посещали крупнейшие арт-ярмарки — Art Basel, Frieze… Помните свой первый визит? Как не растеряться среди огромного центра с тремя сотнями галерей? Как сфокусироваться?

Даже будучи историком искусства, ты понимаешь, что эрудицию в области актуального искусства зарабатываешь ногами. Ты должен ходить везде и смотреть – от биеннале и ярмарок до вернисажей в галереях и музеях. Знание истории искусств тебе помогает. Дает некий фундамент, на который ты опираешься. Но в области актуального искусства, чтобы разобраться с правильными галереями, именами, крупная международная ярмарка — правильное место, куда стоит поехать. Потому что там как раз куются имена в процессе. Кругом голова не шла, я ходила, как на работу, каждый день. И все стенды буквально прочесывала. Я не могу объяснить сейчас почему, я боялась что-то пропустить. Наверное, у меня был такой процесс накопления опыта, эрудиции в этой области. Я так очень много актуальных художников узнала.

Юрий Шабельников "Конец", 2006

Юрий Шабельников
«Конец», 2006

Если честно, я не торопилась тогда совершать какие-то покупки. То есть я покупала, но мне надо было сначала понять, что мне нравится то, а не это. Потому что рынок современного искусства предлагает людям очень много всего. Из этого выбрать непросто. Поэтому я сначала поглощала информацию, а потом уже начала действовать.

У вас довольно эклектичная коллекция: есть и русские художники, много западных. Возможно сформулировать, что сейчас нравится вам, направление вашего собрания?

Определить в нескольких слова сложно. Я покупаю то, что мне нравится, включая, например, видеоарт. Но вот это «нравится» — всегда на основании того, что я видела и знаю. Сейчас я ощущаю очень приятное волнение, когда я знаю, что мне нравится конкретный художник и я могу себе его позволить. Но если спросят, кто ваш любимый художник, то ответить не смогу.

Семен Файбисович Из серии "Помойка", 1988

Семен Файбисович
Из серии «Помойка», 1988

Нравятся многие молодые авторы. Во мне живет азарт первооткрывателя. С большинством молодых, которые попадают в мою коллекцию, мы общаемся, в том числе и по поводу нашей ярмарки. Потому что у нас очень много проектов, связанных с молодыми. Я сама их поддерживаю, оплачиваю мастерские художникам, продакшен работ. Мне кажется, это один из приятных моментов. Они приходят к нам, делятся своими планами. Мы интересуемся их портфолио, готовим патронские выставки. Ищем им патронов. Это тоже целая отдельная история. В рамках которой мы много с ними общаемся и многое о них узнаем.

Владимир Дубосарский Александр Виноградов "Манекены" 2005 год

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов
«Манекены», 2005

Свою галерею не думали открывать?

Действительно, были такие мысли. Я бы с удовольствием этим занималась, если бы не ярмарка, потому что это глобальный проект, он сейчас отнимает все силы, время, мысли.