Уникальную ретроспективу одного из главных абстракционистов XX века собрали кураторы парижского Центра Помпиду. Сложно представить страховую стоимость выставки, картины, рисунки и скульптуры для которой приехали из Нью-Йорка и Хьюстона, Мюнхена и Лондона, Цюриха и Токио. Ведь незамысловатые на первый взгляд «каракули» Твомбли уже почти полвека обожают коллекционеры и музеи всего мира, а в 2015 году за его картину «Без названия» 1968 года, на которой, будто мелом на школьной доске, выведены спирали, выложили на Sotheby’s $70,5 млн.
Эдвин Паркер «Сай» Твомбли-младший родился в американской глубинке в 1928 году. Живописи учился после войны в Бостоне и Вашингтоне, где познакомился со своими ныне не менее именитыми ровесниками Робертом Раушенбергом и Джаспером Джонсом. Однако молодой Твобмли не остановился ни на модном тогда минимализме, ни на зарождающемся поп-арте. Побывав в Италии в середине 1950-х, в 1957 году он решает навсегда переехать в Рим, где женится на итальянской художнице и продолжает поиск собственных путей в абстракцию. Именно там начинаются его главные эксперименты с многослойной и фактурной живописью, где на холсты проецируются его собственные эмоции в виде слов и букв, линий и знаков, цифр и кусочков бумаги, перьев и других предметов. Одни историки искусства в какофонии красок и линий видят «порядок, рождающийся из хаоса», другие — объемную архитектуру чувственности.
Умерший в 2011 году художник оставил довольно большое наследие, лучшая часть которого уже давно разъехалась по мировым музеям — от самого Центре Помпиду до Tate в Лондоне и MoMA в Нью-Йорке. А в американском Хьюстоне даже построили целый музей в рамках частной Menil Collection, посвященный исключительно Твомбли.
На выставку в Помпиду привезли работы со всего света — от первых юношеских американского периода до последней декады творчества. В таком масштабе ретроспектива классика в Европе собирается впервые, и музейщики предупреждают: дальше Парижа на гастроли она не поедет.