Из скромного наследия великого голландца Вермеера Делфтского, оставившего всего около тридцати пяти картин, собрать представительную монографическую выставку невероятно сложно — почти все работы рассеяны по музеям и частным коллекциям мира. Парижский Лувр взялся повторить, чуть преобразив, выставочный блокбастер музея Метрополитен в Нью-Йорке 2001 года, где собрали пятнадцать работ Вермеера и около семидесяти его современников, таких же гениев жанровой живописи, каким был сам уникум из Делфта.
Нидерландский живописец Ян Вермеер из Делфта работал в середине XVIII века, времени «золотого века» голландской живописи. Точных сведений о нем осталось очень мало, отсюда бесконечные мифы, которые складываются вокруг имени художника начиная с конца XIX века. Тогда французский критик Теофиль Торе-Бюрже буквально дал его малочисленным произведениям вторую жизнь. Журналист, впечатлившись одной из работ Вермеера в Голландии, организовал забытому художнику «пиар-кампанию» во Франции, окрестив его «Сфинксом из Делфта». С тех пор Вермеера стали ставить в один ряд с великими мастерами живописи того периода, посвящали ему монографии и, конечно, охотились за его картинами.
В главный французский музей кураторам удалось заполучить двенадцать произведений Вермеера, но гораздо больше, чем ранее в Метрополитен, картин его более плодовитых современников — Герарда Дау, Герарда Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха, Габриэла Метсю и некоторых других.