Молодая итальянка Елена Сальмистраро прославилась буквально за последние два года. 2017-й: Елену называют дизайнером года за коллекции для Bosa, De Castelli и Texturae и назначают послом итальянского стиля в мире (в этом качестве она ездит с лекциями по Латинской Америке, США и Африке). 2018-й: снова громкий успех, на этот раз с коллекцией ковров для cc-tapis, когда она оказывается в ряду таких мэтров, как, например, Патрисия Уркиола.
Елена училась в Миланском политехе, специализируясь на графическом дизайне и художественных практиках, поэтому наряду с дизайном ее интересуют жанры ранга «чистого искусства» — живопись, скульптура, иллюстрация, концептуальные украшения.
Дизайнер и художник рассказала ARTANDHOUSES, почему ей пришлось «пачкать руки», о своих обаятельных монстрах и о том, когда работа становится развлечением.
Когда вы решили стать дизайнером?
Сколько я себя помню, я что-то рисовала. Мне нравилась выразительность линии. Нравилась сама магия творчества: ведь стоит только включить воображение, как рождается новый мир, полный удивительных вещей. Как-то сами собой эти мечты перекочевали в жизнь. Художественная школа перетекла в Политех (Politecnico di Milano, Миланский политехнический университет — итальянская кузница кадров в сфере архитектуры и дизайна. — Н. К.). Однако я предпочитаю называть себя скорее художником, чем дизайнером. Хотя должна признать, что в последнее время дизайн перетягивает. Проектов стало в разы больше, как будто сошла лавина.
С чего вы начинали в дизайне?
Я училась «пачкать руки» — работать с материалом. Мне кажется, профессия дизайнера — это не только эскизы и высокие материи, но и умение приложить руку, то есть пилить, лепить, кроить, если придется. Меня интересовала керамика. Я подолгу «зависала» в керамической мастерской. Я использовала глину и папье-маше, чтобы делать мебель и светильники забавной, неправильной формы. Диван («Deux Âmes») казался ушастым, а лампы («The Collapsed Lamps») и вазы напоминали обстановку жилища троллей. Смотрелось прелестно! Эти вещи вызывали улыбку и располагали к себе. Я также делала украшения и корсеты из папье-маше. Мне нравится легкость и пластичность этого материала. Даже когда масса твердеет, она сохраняет тепло твоих рук, вещь выглядит рукотворной, любимой. Я люблю каждое свое произведение, они мне кажутся детьми.
Ваше имя оказалось на слуху в основном благодаря работе с маркой Bosa. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
Я участвовала в проекте «Animalità», который Bosa делали для Триеннале (выставочный комплекс и музейный центр в Милане. — Н. К.) в 2015 году. Он был посвящен керамике как материалу для создания арт-объектов. Я придумала двух персонажей: броненосца Loricato и стилизованных скарабеев Khepri. По сути это керамические контейнеры, но оба образа неслучайны. Броненосец у народов Америки считается символом преодоления страха, а скарабей в египетской культуре служит тотемом, защищающим от зла. Это был запоминающийся проект, в нем также участвовали Сэм Барон, Маттео Чибич, дуэт GamFratesi.
Впоследствии мы с Bosa сделали еще две коллекции: вазы, тарелки и кулоны «Primates» и отделочную плитку «Dornette». Как видно из названия «Primates», образы порождены нашими сородичами, приматами.
Расскажите о коврах для cc-tapis.
Команда cc-tapis такая классная, что наш проект сложно назвать работой. Нам так нравилось то, что мы делаем, что я бы назвала это развлечением, творческой лабораторией, в которой рождаются новые идеи. Темой моих ковров стало научно-популярное фэнтези конца XIX века, роман «Флатландия» Эдвина Эбботта, в котором действие происходит в мире двух измерений и конфликте с миром 3D, как бы мы его сейчас назвали. Действующие герои — геометрические фигуры. Представьте: у каждой есть эмоции, мыслительный процесс. Повествование, например, ведется от лица квадрата. Я разложила этот мир на плоскости, составив их с топографической картой «Флатландии». Названия ковры получили, соответственно, в честь великих математиков: Декарта, Пифагора и Эйлера.
Опишите, как вы работаете.
У меня есть студия в Милане. Я не придерживаюсь какого-то определенного графика, не встаю в пять утра, не живу по расписанию, не хочу превращать работу в ритуал. Мне нравится думать, что она сродни игре. Я стараюсь не «закукливаться», боюсь закоснеть, поэтому всё время пробую что-то новое.
Моя студия — это надо видеть! Вы сможете понять, что такое настоящий творческий беспорядок. Папье-маше вперемешку с проволокой, тканями, здесь же эскизы, законченные и незаконченные, деловая переписка, мои любимые кеды, ворох шарфов. Я много рисую от руки, но в последнее время и много балуюсь с iPad. Я не против digital. Цифровой мир может стать палочкой-выручалочкой.
Что вас вдохновляет?
Я думаю, что вдохновение нужно культивировать. Оно не может застать врасплох. Так, я много езжу, читаю, меня вдохновляет сама жизнь, я стараюсь пропитаться эмоциями, чтобы они могли вылиться в концепцию будущего проекта, дать идею. Это может произойти не сразу, но, обдумывая какую-то работу, я могу вспомнить этот эпизод. Художник, дизайнер должен «складировать» впечатления, создавать «банк данных».
Ваш стиль узнается безошибочно. В нем есть что-то от фольклора, что-то от мультипликации и наивного искусства. Как бы вы сами его определили?
Мои работы — это гремучая смесь из комиксов, детских воспоминаний, мифов народов мира и развивающих передач телеканала Animal Planet. Я долго нащупывала свой стиль, в итоге мне подсказало его увлечение иллюстрацией. Я люблю графику, люблю сказки. Мне нравится, когда у вещи есть подтекст, и про каждую из моих работ можно рассказать целую историю.
Какие планы на 2019-й?
Я собираюсь чаще обращаться к живописи. Мне не хватает камерности, интимности высказывания. Живопись, когда ты с холстом тет-а-тет, как раз может это дать. В последние годы я также занималась иллюстрацией. Хочу, чтобы мои образы становились более понятными, западали в душу. 2019-й я планирую посвятить этому направлению. Что касается дизайна, много работаю над коллекциями обоев, но не только. Вскоре обещаю новый масштаб — готовьтесь к мегаломании!