Редакция ARTANDHOUSES вспоминает самые яркие выставки, события и явления, которые произошли в мире в уходящем году и повлияли или будут влиять на то, что случится в культурном поле в будущем.

Дар русского искусства Центру Помпиду

Подарки от коллекционеров ведущим мировым музеям поступают регулярно, но столь масштабного и щедрого дара русского искусства крупной международной институции, каким стала коллекция, собранная Благотворительным фондом Владимира Потанина и Ольгой Свибловой для Центра Помпиду в Париже, в истории еще не было. Около трехсот работ теперь не только войдут в фонды музея и будут извлекаться на свет для участия в выставочных проектах, но и стали катализатором для создания там отдела по изучению современного российского искусства.

kollektcia50

Выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов»
Центр Помпиду
Париж
Фото: Лиза Иршаи для ARTANDHOUSES


Притцкер для Аравены

Сорок первым лауреатом Притцкеровской премии, Нобелевки в области архитектуры, стал глава бюро Elemental Алехандро Аравена — первый чилиец за всю историю премии, представитель нового поколения социально-активных архитекторов. Аравену заботят проблемы комфортного проживания экономически незащищенных слоев населения. Мировая слава пришла к архитектору в середине 2000-х, когда он спроектировал жилой квартал на месте трущоб в чилийском городе Икике. В уходящем году Аравена выступил в роли куратора основного проекта 15-й Архитектурной биеннале в Венеции, назвав свою выставку «Вести с передовой».

elementalchile

Центр инноваций Анхелини в Сантьяго, Чили, 2014
Фото: www.elementalchile.cl


Воссоединение коллекции Щукина в Париже

Масштабная выставка «Шедевры нового искусства. Собрание С. Щукина. Государственный Эрмитаж — ГМИИ имени А. С. Пушкина» в Fondation Louis Vuitton стала не просто первым великим соединением произведений знаменитой коллекции в одном пространстве за последние сто лет. Она — демонстрация миру прозорливого «русского вкуса», чья репутация в новейшей истории была основательно подмочена «новыми русскими» с их специфическим пристрастием к роскоши, которое с радостью тиражировали медиа.

fondation_louis_vuitton7

Поль Гоген
«А, ты ревнуешь?»
1892
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина


Бум музейного строительства

В кризис люди как к панацее тянутся к культуре, чем отчасти можно объяснить фантастическую посещаемость музеев в 2016 году. Очереди на Серова, Рафаэля, Фриду Кало, шедевры Пинакотеки Ватикана в Москве и Санкт-Петербурге — яркая тому иллюстрация. Потребность культурного досуга проявилась и в несравнимом с прошлыми годами буме музейного строительства.

Среди самых запомнившихся проектов — Музей искусства, архитектуры и технологий MAAT в Лиссабоне (архитектор Аманда Ливит), новое выставочное пространство в кампусе Vitra в Вайле-на-Рейне, новый корпус Tate Modern в Лондоне (оба — бюро Herzog & de Meuron), Музей завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро работы Сантьяго Калатравы, расширение здания музея SFMoMA в Сан Франциско (бюро Snøhetta), музей дизайна ADAM в Брюсселе.

Незатухающий тренд на этом фоне — постоянно возникающие частные музеи. В Амстердаме открылся музей Moco (Новый музей современного искусства), в Брюсселе MIMA (музей стрит-арта), музей Voorlinden в Голландии, Музей русского импрессионизма в Москве.

rusimpmuseum12

Музей русского импрессионизма, Москва, 2016
Фото: пресс-служба музея


Провал биеннале Manifesta в Цюрихе

Бесспорно — невероятно трудно сделать впечатляющую международную выставку после огромных бюджетов, свалившихся на организаторов независимой странствующей биеннале современного искусства Manifesta в 2014 году, и залов Главного штаба Эрмитажа, где она тогда размещалась. Тем не менее попытка куратором-художником Кристианом Янковски была сделана: он уговорил участвовать в новом смотре и Маурицио Каттелана, и Мишеля Уэльбека, и других звезд из разных областей культуры.

К сожалению, попытка провалилась: и сами произведения в большинстве своем, и экспозиция в Kunsthalle Цюриха были невыносимо скучны. Из всех работ, собранных на трех разных площадках, запомнились и были отмечены разными изданиями лишь две: тотальная инсталляция в виде своего рода «музея» Владимира Набокова, созданная русским художником Евгением Антуфьевым, и плавучая платформа «Павильон отражений» на цюрихском озере — проект студентов ETH Zurich.

Manifesta11-8

«Павильон отражений», Цюрих, 2016
Фото: ARTANDHOUSES


Лучшие здания года — культурные институции

Подтверждения факта победоносного шествия культуры в 2016 году — здания — лауреаты авторитетных архитектурных международных конкурсов и премий. Каждое из них — учреждение культурной направленности.

Самой престижной архитектурной награды Англии, вручаемой Королевским институтом британских архитекторов RIBA, Премии Стерлинга, удостоилась лондонская Newport Street Gallery, частный музей художника Дэмиена Херста, построенный бюро Caruso St John Architects.

Жюри WAF, Всемирного фестиваля архитектуры, проходившего в этом году в Берлине, титул лучшего здания 2016 года присудило Национальному музею в польском городе Щецин. Автор проекта — архитектор Роберт Конечны (мастерская KWKPromes).

riba_stirling_prize

Newport Street Gallery, Лондон, 2016
Фото: Hélène Binet


Коллекционный тренд — живопись и графика

Если несколько лет назад на арт-ярмарках всего мира коллекционеры расхватывали как горячие пирожки небольшие домашнего формата инсталляции и скульптуры, то в 2016 году фокус пристрастий собирателей искусства сместился в сторону традиционной живописи и графики. Конечно, каждая ярмарка, как настоящее шоу, не обходилась без притягательных для селфи инсталляций, но покупали, судя по отчетам, именно то, что можно было обрамить и повесить на стену. От январской BRAFA в Брюсселе до осенней viennacontemporary и Art Basel Miami Beach.

(c) viennacontemporary, фото: А. Мурашкин

viennacontemporary, Вена, 2016
Фото: А. Мурашкин


Награда Московскому музею дизайна в Лондоне

Впечатляющим итогом уходящего года стала победа павильона России на первой Лондонской биеннале дизайна, проходившей с темой «Утопия в дизайне». Московский музей дизайна, создатель стенда, обошел ведущих дизайнеров и организации из тридцати семи стран мира. Музей и экспозиция были удостоены высшей награды Utopia Medal 2016. Проект «Открывая утопию. Утраченные архивы советского дизайна» (кураторы Александра Санькова, Степан Лукьянов) впервые на международной площадке рассказал зрителю об истории советского дизайна, раскрыв страницы уникальных архивов отечественных художников-конструкторов 1960–1980 годов.

Россия и Московский музей дизайна

«Открывая утопию. Утраченные архивы советского дизайна», Лондон, 2016
Фото: Московский музей дизайна