Для публики в лондонском Риджентс-парке открылась ярмарка современного искусства Frieze. В ней принимают участие более двухсот крупных галерей со всего мира, которые до 9 октября включительно будут показывать и продавать самых важных современных художников.

В 11 утра 5 октября состоялось открытие Frieze для коллекционеров. В прошлом году в это время в парк уже стояла длинная очередь из арт-дилеров, коллекционеров, художников и журналистов. В этом году на Frieze попадают без очереди, да и внутри очень спокойно и тихо.

Первым делом стоит заглянуть на новый проект «90-е», где выбранные куратором Николасом Трембли (Nicolas Trembley) галереи воспроизводят важные и значимые для современного искусства выставки разных лет и из самых разных точек земного шара. Здесь можно увидеть выставку Aperto’93, которая в рамках Венецианской биеннале представила мировой арт-сцене таких нынешних художников-звезд, как Маурицио Каттелан, Карстен Хёллер и Риркрит Тиравания. Ее подготовила галерея Massimo De Carlo из Милана. А самую первую выставку Вольфганга Тильманса можно увидеть на стенде галереи Daniel Bucholz, которая в 1993 году, на момент проведения, располагалась в книжном магазине его папы. Вся выставка Тильманса представлена как один объект, тотальная инсталляция, и его можно купить. Точнее, его уже купили за 400 000 фунтов. И это произошло в первые сорок минут после открытия ярмарки.

Цены поменьше можно найти, например, в галерее Victoria Miro, где выставлены работы Грейсона Перри — скульптуры и тиражные карты, выпущенные тиражом 54 экземпляра.  Стоимость одной такой карты обойдется в 38 000 британских фунтов. Но если пока не хватает бюджета на его работы, то можно заглянуть в галерею Allied Editions, где цены на тиражные серии начинаются всего от 140 фунтов.friz_4

Приковывает внимание на ярмарке галерея из Нью-Йорка P.P.O.W., где представлены Эрин М. Райли, Кароли Шнееман, Бетти Томпкинс, Мартин Вонг. В первый день превью было продано несколько работ Вонга в ценовом диапазоне от 25 000 до 200 000 долларов. Но главным объектом внимания становится розовый стол Портии Мансон со всевозможными розовыми же вещами, которыми девушки пользуются в ежедневной жизни: от расчесок и заколок до дилдо и кухонной утвари. Все в розовом цвете. Сразу же были проданы несколько фотоверсий инсталляции по 15 000 долларов за штуку.

friz_3

Впрочем, у «Розового проекта: стола» Портии Мансон по количеству фотографий в социальных сетях выигрывает стенд знаменитой галереи Hauser & Wirth с проектом «L’atelier d’artistes», где они воссоздали своего рода мастерскую художника. Здесь можно найти работы Пола Маккарти, Генри Мура, Луизы Буржуа, скульптуры Дьёрдье Озболта и других авторов. Все это расставлено по «мастерской», и вы нигде не найдете подписи к работам. Галерея сделала это не с посылом «вы и так знаете наших художников», а с благими намерениями — без имени художника, особенно если вы его не узнаете сразу, вы сможете по-новому взглянуть на произведения. Как будто поучаствовать в небольшом квесте внутри художественного пространства.

friz_6

В галерее 303 из Нью-Йорка, как и в берлинской галерее König, традиционно можно найти работы Йеппе Хейна и Алисии Кваде, которых обе галереи очень удачно выставляют из года в год. У галереи 303 есть и одна работа классика Ханса-Петера Фельдманна, а совсем рядом художнику-шутнику целый стенд посвятила галерея Simon Lee — но только на день превью. У галереи в этот раз необычный концепт: на превью — Фельдманн, 6 и 7 октября они показывают работы польской постконцептуалистки Паулины Оловски, а последние два дня ярмарки уже будут выставлять работы Сары Кроунер. Всё это, конечно, для коллекционеров и зрителей — чтобы никто на стенде не скучал.

friz_11

В Лондоне Frieze борется за внимание коллекционеров с аукционными домами. В день превью, 5 октября, Phillips здесь провел успешные вечерние торги современным искусством. А сразу за ним 6 октября вечерние торги устраивает Christie’s, а потом уже и Sotheby’s. А потому ходят слухи, что лучшие работы галеристы припасли для парижской ярмарки FIAC, на которую переместятся в конце октября и галереи, и коллекционеры.

Как вокруг любой ярмарки искусства, так и вокруг Frieze в британской столице происходит немало интересных событий. Так, David Zwirner открыл выставку Раймонда Петтибона, Gagosian показывает новые работы арт-ветерана Эда Руши, в Lisson Gallery идет выставка работ скульптора Тони Крэгга, недавно выставлявшегося в Эрмитаже. И это только несколько самых важных галерей.

Что уж говорить о музейных выставках, которые представляют собой настоящие арт-блокбастеры — Филипп Паррено в Tate Modern, финалисты Turner Prize в Tate Britain, портреты Пикассо в Национальной портретной галерее.

Те, у кого есть запас свободного времени, успеют посмотреть и летний павильон галереи Serpentine, который в этом году создал датский архитектор Бьярке Ингельс. Его творение простоит до 9 октября, последнего дня работы Frieze, «отголоски» которой останутся в Риджентс-парке до 8 января — именно в этот день закроется парк скульптур, созданный там усилиями галеристов — участников ярмарки.