Начало зимы выдалось в Майами жарким: здесь с 1 по 4 декабря в пятнадцатый раз проходит самая тусовочная из ярмарок — Art Basel Miami Beach. Двести шестьдесят девять галерей из двадцати девяти стран мира, коллекционеры, арт-дилеры, звезды музыки и кино, кураторы и художники приезжают не только купить и продать искусство, но и просто отдохнуть и повеселиться.
Серьезность происходящего понимаешь, когда первый стенд, на который натыкаешься при входе на ярмарку, предлагает тебе Пикассо за $18 млн. Это стенд известной галереи Helly Nahmad. Неподалеку замечаешь Барбру Стрейзанд с охраной, которая гуляет по ярмарке то ли просто ради удовольствия, то ли выбирает что-то себе в коллекцию из модернизма или современного искусства.
Перед главной вечеринкой — гала-ужином с Мадонной, который состоится 2 декабря в отеле Faena с участием Криса Рока, Шона Пенна и Арианы Гранде, — все интересуются, не видел ли кто Лео? Ди Каприо — известный коллекционер и практически завсегдатай ярмарок Art Basel и в Майами, и в самом Базеле.
За день до открытия Art Basel в том же Faena супермодель Наташа Поли вместе с Себастианом Фаеной, модным фотографом и племянником одного из владельцев Faena, приглашают посмотреть видеоперформанс и выпить на пляже. Здесь уже тусуется дизайнер Джереми Скотт, который тоже устраивает вечеринку на побережье. Вечеринки и звездные гости правильно разогревают покупательский интерес. В Майами хочется приехать всем, потусоваться, да и что-нибудь купить.
В галерее Thaddaeus Ropac после VIP-превью уже продана скульптура Тони Крэгга (его выставка проходила весной в Эрмитаже) за $625 тыс. Всего таких скульптур может быть три, но каждую надо заказывать у автора и ждать. Здесь же работы других классиков современного искусства — Роберта Лонго, Роберта Раушенберга, Георга Базелица. Всё лучшее сразу.
В Lisson можно приобрести две новые работы Аниша Капура за £650 тыс., тираж каждой три. А вот работу в единственном экземпляре, но из старой серии, можно приобрести уже за £450 тыс. Здесь уже продана работа латиноамериканской художницы Кармен Эрреры за $450 тыс.
В Almine Rech инсталляция американского классика поп-арта Тома Вессельмана предлагается за $900 тыс., а совсем рядом, в нью-йоркской галерее Mitchell-Innes & Nash, его же внушительную работу можно приобрести за $1,5 млн. Если продолжить путь, то поблизости можно увидеть и небольшую живопись художника за $280 тыс. Правда, придется просто смотреть — работы уже раскуплены.
Брюссельская галерея Xavier Hufkens привезла неон Трейси Эмин «The more of you, the more I love you» за £65 тыс. И весь тираж, состоящий из трех работ и двух artist proof, в день открытия был продан. Тут же можно полюбоваться или приобрести Пола Маккарти, Даниеля Бюрена, Луизу Буржуа или Стерлинга Руби.
В Gagosian Gallery привычные Джефф Кунс, Герхард Рихтер, Рудольф Штингель, Рой Лихтенштейн, Жан-Мишель Баскиа за $11 млн и работа Андреаса Гурски за $500 тыс. Но главная заслуга Gagosian здесь — выставка «Desire» в The Moore Building, которую курировала внучка великого Пабло — Диана Видмайер-Пикассо. Собрали работы очень известных и разных художников на тему желания и секса.
Перед всё еще закрытым на реконструкцию музеем The Bass установили разноцветные камни Уго Рондиноне, скульптора, чьи работы нарасхват на всех ярмарках мира, — вспомнить хоть недавние инсталляции на Вандомской площади в Париже во время FIAC. В честь Рондиноне аукционный дом Phillips и музей устроили ужин в ресторане с видом на столь желанные для всех коллекционеров камни, которые уже, увы, купить нельзя. Зато другие его знаковые формы — знаменитые деревья, как раз гостившие в Париже, можно приобрести в галерее из Цюриха Eva Presenhuber. Кстати, сам скульптор должен в марте приехать в Москву на свою выставку в музее «Гараж».
Базельский Fondation Beyeler всегда присутствует на Art Basel Miami Beach. Ничего не продает, но каждый раз собирает невероятное количество посетителей и фотографий со своего стенда. Взорванная в квартире «макаронная бомба» — самая фотографируемая и привлекательная инсталляция ярмарки. Этот проект Маурицио Каттелана и его хулиганского журнала Toilet Paper представляет собой ванную, кухню, бар и спальню, усыпанные настоящими спагетти. Такое надо видеть собственными глазами!
«Ну как, в кризис не продается?», — интересуются люди, приехавшие не покупать искусство, а просто поглазеть и потусоваться. «Всё прекрасно продается», — отвечают галеристы, кажется, без тени лукавства. Работы на ярмарке разбирали с утра в день открытия, а если вспомнить аукционы современного искусства в Нью-Йорке в середине ноября, установившие несколько рекордов и просто продавшие очень дорогие работы, то кажется, что кризиса в мире нет.