Венецианскую биеннале всегда ожидают с нетерпением, гадая, каким же образом комиссар национального павильона раскроет заданную тему.

«Вести с передовой» — такую тему объявил куратор XV архитектурной биеннале Алехандро Аравена.

В Москве наконец состоялась пресс-конференция, на которой комиссар павильона России на XV Венецианской биеннале, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры Семен Михайловский, кураторы, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и генеральный директор ОАО «ВДНХ» Екатерина Проничева рассказали, как рождалась идея проекта павильона, приоткрыли тайну, что проект будет собой представлять, и озвучили название — V.D.N.H. Urban Phenomenon.

Семен Михайловский: «Я долго размышлял, что же показать в Венеции. Было несколько вариантов: выбрать архитектурное бюро и сделать ему промоушн; выбрать социально значимую тему; вступить в диалог с Алехандро Аравеной и сделать нечто, что его устроило бы. И, наконец, можно было найти актуальный сюжет, связанный со страной, с архитектурой как профессией.

mikhailovsky

И я подумал: вот ВДНХ, шикарная тема, которая сегодня привлекает большое внимание. В Москву приезжают художники, архитекторы, философы, писатели, интеллектуалы. Они приходят на ВДНХ и их удивляет, что на такой огромной территории был создан ансамбль, грандиозный, как римский форум.

Долго размышлял над названием. А потом отправил Сергею Кузнецову эсэмэску — «V.D.N.H.». Пусть будут буквы, шагающие через точки! Мне нравятся аббревиатуры, в них есть интрига, тайна, строгость и правильность. Потом Сергей Олегович добавил к ней «Urban Phenomenon».

Рисунок Алексея Резвого для экспозиции в павильоне России

Рисунок Алексея Резвого для V.D.N.H. Urban Phenomenon

Павильон, построенный незадолго до Первой мировой войны, в 1914 году, по проекту Алексея Щусева, состоит, как известно, из двух уровней. Пространства разделены. На выставке будет определенная траектория движения. Мы долго думали, куда двигаться: от тьмы к свету или от света в тьму. Решили от тьмы к свету. Войти в павильон можно будет только с нижнего уровня, а подняться на второй этаж, против обыкновения, лишь по внутренней лестнице. Экспозиция составлена из пяти частей. Будет большая видеопроекция, реликварий, архив, лаборатория…

Накануне открытия биеннале, 25 мая, в театре Гольдони состоится концерт, за пульт встанет маэстро Фабио Мастранджело.

Рисунок Алексея Резвого для V.D.N.H. Urban Phenomenon

Рисунок Алексея Резвого для V.D.N.H. Urban Phenomenon

Мне было интересно показать в павильоне талантливую молодежь, которая открывает для себя ВДНХ, как некогда выпускники Академии открывали для себя Рим и его древности. Правдами и неправдами удалось интегрировать в проект нескольких студентов, в том числе одного невероятно талантливого парня с третьего курса Академии художеств, который в течении года создавал аналитические рисунки. Работы большого масштаба, в маньеристической манере анализирующие памятники, будут показаны в павильоне. Мы также привезем скульпторов и дадим, таким образом, им возможность профессионального роста».

Сергей Кузнецов: «Идеология в архитектуре сегодня говорит в экономическом, социальном и политическом аспекте. Это примета времени. Алехандро Аравена, недавно получивший высшую архитектурную награду, Притцкеровскую премию, громко заявил об этом. ВДНХ очень подходит и к теме биеннале, и к характеру куратора. Конечно, говорить о внедрении новой архитектуры в существующую ВДНХ неуместно. Однако, мы не отрицаем: территория может развиваться и там могут появляться новые объекты. Выставка переживала разные времена, а сейчас переживает ренессанс и ярко иллюстрирует то, как инструментами архитектуры, образования и культуры мы боремся за новую аудиторию. ВДНХ — это открытая площадка и творческая лаборатория, где сегодня обкатываются новые смыслы и привносятся в город. И эти перспективы будут отражены на биеннале.

SergeiKuznetsov

Для нас большая честь показать этот объект, за рубежом, к сожалению, известный мало. Сегодня мы осуществляем проект по сбору мнений известных людей всего мира о том, как может развиваться ВДНХ, и результат будет представлен в экспозиции.

Сергей Кузнецов Проект оформления павильона, 2016

Сергей Кузнецов
Проект оформления павильона, 2016

Что касается финансирования. Средства для проекта павильона выделяет Министерство культуры (10 млн рублей), город Москва и, в части культурной программы, наши партнеры, компания RDI. По окончании биеннале проект вернется в Москву и будет показан на ВДНХ в одном из ее центральных павильонов».

Екатерина Проничева: «ВДНХ — уникальная территория, город в городе. А город мечты должен взаимодействовать со своими посетителями.  И сейчас, занимаясь перепрограммированием территории, мы много времени посвящаем диалогу с жителями, архитекторами, людьми творческих профессий. Мы вместе думаем, как жить с архитектурным наследием, как внедрить новые функции, и делаем это через культурные практики».

ekaterinapronicheva