Поддержкой искусства в разной мере сегодня занимаются практически все крупнейшие модные и ювелирные марки. Одни приглашают художников для разовых коллабораций — создать принты для коллекций или украсить пространство бутика инсталляцией, другие раздают гранты и дают доступ к историческому наследию и мастерским. В преддверии нового выставочного и премиального сезона ARTANDHOUSES вспоминает самые крупные инициативы знаменитых брендов, направленные на поддержку художников.

Hermès

www.fondationdentreprisehermes.org

Фонд французского дома Hermès — парижский Fondation d’entreprise Hermès — активно поддерживает творческие инициативы сразу по нескольким направлениям. Он спонсирует выставки и перформансы, вручает премии в области искусства, дизайна и фотографии, а также организует арт-резиденции.

Выставки современных художников проходят в шести галереях Фонда по всему миру — в La Verrière и во временном арт-пространстве на площади Гран-пляс в Брюсселе, Atelier Hermès в Сеуле, Aloft at Hermès в Сингапуре, Le Forum в Токио, а также в Художественном музее Saint-Louis в Сен-Луи-ле-Бич на северо-востоке Франции.

Кроме того, молодые художники приглашаются в арт-резиденции при мануфактурах Hermès — стекольной, кожевенной, текстильной. Участников отбирают известные мастера — менторы программы. Молодые художники изучают производственный процесс, а затем создают собственные арт-объекты.

Ежегодно в рамках международной конкурсной программы New Settings Фонд выбирает перформанс-проекты с сильной визуальной составляющей. Лучшие идеи получают полную финансовую поддержку, а сами постановки показывают в культурных организациях-партнерах — музеях и театрах Парижа. Некоторые из них также представляют на фестивале Crossing The Line в Нью-Йорке. В 2016 году для участия в программе были отобраны тринадцать международных проектов.

Раз в два года Fondation d’entreprise Hermès вручает международную награду для молодых дизайнеров — Prix Émile Hermès. Фонд также поддерживает премию Prix Marcel Duchamp для французских художников и иностранных мастеров, работающих во Франции, премию Prix Henri Cartier-Bresson в области документальной фотографии и программу резиденций по арт-фотографии Immersion.

Bianca Argimon

Бьянка Аржимон, участница арт-резиденции Holding Textile Hermès (Лион, Франция)
Фото: Tadzio
© Fondation d’entreprise Hermès

Перформанс в рамках программы Fondation d’Entreprise Hermès «New Settings №7”
2017
© James Kerwin


Cartier

www.fondationcartier.com

Фонд современного искусства легендарного ювелирного и часового бренда Cartier в Париже стал первой культурной институцией во Франции, основанной компанией. Арт-центр был открыт в 1984 году и задумывался как площадка для экспериментов. Спонсируя создание произведений искусства и выставок, Фонд стремится открыть публике новые имена, а также неожиданные стороны известных художников.

В 1994 году Fondation Cartier переехал в новое стеклянное здание, спроектированное знаменитым французским архитектором Жаном Нувелем. При этом из-за меньшего пространства пришлось пожертвовать программой арт-резиденций, зато количество заказанных художникам проектов возросло. Среди тех, кого французской и европейской публике когда-то представил именно Фонд Cartier, японский художник Такаси Мураками, французский дизайнер Филипп Старк, американский гений видео-арта Билл Виола и многие другие. Всего в коллекции Фонда — более тысячи произведений искусства, которые когда-то создавались специально для пространства арт-центра.

Fondation Cartier также привлекает художников к серии мероприятий Nomadic Nights — это могут быть дискуссии на культурные и социальные темы, перформансы, концерты и показы фильмов.

Здание Fondation Cartier в Париже
Фото: © Patrick Gries

Малик Сидибе
«Nuit de Noël»
1963
 Fondation Cartier pour L’Art Contemporain, Париж
© Malick Sidibé
Работа будет представлена на выставке «Malick Sidibé, Mali Twist» в Fondation Cartier, октябрь 2017 — февраль 2018


Hugo Boss

group.hugoboss.com/en/group/sponsoring/art-sponsoring/hugo-boss-prize,  group.hugoboss.com/en/group/sponsoring/art-sponsoring/hugo-boss-asia-art-award

Hugo Boss первым среди брендов запустил собственную премию для художников. С 1996 года немецкий модный дом вручает одну из самых влиятельных наград по современному искусству Hugo Boss Prize совместно с Фондом Соломона Гуггенхайма. Победитель определяется раз в два года на основе решения экспертного жюри из художественных критиков и кураторов из разных стран. Организаторы не ищут будущих арт-звезд, они отмечают заслуги тех, кто уже достиг успехов в мире современного искусства. При этом премия не устанавливает ограничений в плане возраста, пола, национальности художника. Победитель получает грант в размере $100 тыс., а также возможность проведения персональной выставки в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Среди обладателей награды такие мастера, как американец Мэтью Барни, художник тайского происхождения Риркрит Тиравания, француз Пьер Юиг, палестинка Эмили Джасир, немец Ханс-Петер Фельдман и вьетнамец Дан Во. В 2016-м Hugo Boss Prize получила кореянка Аника Йи, известная своими работами с обонянием и тактильностью.

В 2013 году бренд запустил специальную премию для художников из Китая и Юго-Восточной Азии — Hugo Boss Asia Art. Она, подобно Hugo Boss Prize, вручается в сотрудничестве с музеем раз в два года. Однако, в отличие от «старшей», азиатская премия создана для поддержки начинающих талантов. Работы четырех финалистов премии показывают на групповой выставке в Rockbund Art Museum в Шанхае, который является партнером премии.

Инсталляция победительницы Hugo Boss Prize 2016 Аники Йи
Фото: David Heald
© Solomon R. Guggenheim Foundation


Max Mara

www.collezionemaramotti.org

Итальянский модный бренд вручает награду Max Mara Art Prize for Women раз в два года совместно с Whitechapel Gallery в Лондоне. Запущенная в 2005 году премия создана для начинающих художниц, работающих в Великобритании. Победительница определяется решением жюри, которое состоит из арт-критика, куратора, галериста и коллекционера. Во время конкурсного отбора пять финалисток представляют экспертам свои предложения по проектам, которые они хотели бы осуществить за время шестимесячной арт-резиденции в Италии.

Итоговую работу победительницы сначала показывают в Whitechapel, а после приобретают для Collezione Maramotti, арт-пространства бренда в итальянском городке Реджо-Эмилия. Раньше в нем находился головной офис Max Mara, а сегодня можно увидеть художественную коллекцию, собранную основателем бренда Акилле Марамотти. Она насчитывает несколько сотен работ итальянских и иностранных художников, созданных после 1945 года. Среди мастеров, представленных в коллекции, — Жан-Мишель Баския, Альберто Бурри, Лючо Фонтана, Пьеро Мандзони, Билл Виола и другие. Арт-центр также сотрудничает с современными художниками, которые создают для пространства арт-объекты и перформансы. Так, например, в 2013 году здесь проходила выставка российского художника Евгения Антуфьева.

Победительница премии Max Mara Art Prize for Women 2016 Эмма Харт за работой
Фото: Andrea Piffari
Предоставлено Collezione Maramotti

Победительница премии Max Mara Art Prize for Women 2016 Эмма Харт
Фото: Thierry Bal


Bulgari

www.maxxi.art/en/events/maxxi-bulgari-prize/

Одна из крупнейших ювелирных компаний мира — итальянская Bulgari с 2012 года ежегодно вручает премию Bulgari Art Award современному живописцу из Австралии. Бренд выделяет $50 тыс. на приобретение работы художника для музея-партнера — Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Сиднее. Кроме этого, $30 тыс. предоставляются победителю в качестве гранта на его участие в арт-резиденции в Италии.

В 2017 году Bulgari также запустила совместную премию с Национальным музеем искусств MAXXI в Риме. Кандидатами на ее получение могут стать молодые художники, которые за последние два года представляли свои проекты в Италии. Планируется, что трех финалистов объявят в октябре 2017 года во время арт-ярмарки Frieze в Лондоне, а в мае следующего года их работы покажут на выставке в MAXXI. Имя победителя, работу которого приобретут для музея, станет известно в октябре 2018 года. В жюри премии входят представители MAXXI, а также арт-директора и кураторы из разных стран.

Томислав Николич
«Just before the most significant events, people are particularly prone to deny the possibilities of the future / cause all we’re doing is learning how to die / Как раз перед самыми значительными событиями люди особенно склонны отвергать возможности будущего, потому что всё, что мы делаем, это учимся умирать»
2014–2017

Ильдико Ковакс
«Onda»
2015
Фото: Stephen Oxenbury


Furla

www.fondazionefurla.org

В 2017 году итальянский бренд аксессуаров Furla представил новую концепцию сотрудничества с миром искусства, за которую теперь отвечает независимый арт-центр Peep-Hole в Милане. Его философия и миссия в том, чтобы максимально раскрыть творчество художника через интенсивную образовательную программу. Подобного подхода основатели Peep-Hole придерживаются в партнерстве с Furla.

В основе новой арт-концепции бренда — циклы тематических мероприятий Furla Series, которые включают выставки, перформансы и лекции в сотрудничестве с ведущими итальянскими культурными организациями. Премьера состоится в сентябре 2017 года в Музее современного искусства Новеченто в Милане, где до апреля 2018 будут показывать творчество пяти авторов из разных стран.

C 2000 по 2015 год бренд вручал премию Furla Award перспективным итальянским художникам. Победитель определялся решением итальянского и международного жюри путем многоступенчатого отбора. От Fondazione Furla он получал финансовый грант на создание работы, которая затем выставлялась в Галерее Кверини Стампалья во время Венецианской биеннале.

Работы Луки Тревисани, победителя Furla Award 2007, представленные на выставке «Growing Roots» к 15-летию премии
Палаццо Реале, Милан

Работа, представленная на выставке Джимми Дерэма «Венеция: вещи, работа и туризм» в музее Фонда Кверини Стампалья, Венеция
2015
При поддержке Fondazione Furla


 Trussardi

www.fondazionenicolatrussardi.com

Fondazione Nicola Trussardi в Милане работает над продвижением современного искусства с 1996 года. При нем нет музея или коллекции, это, по словам известного куратора Ханса Ульриха Обриста, организация-кочевник, которая в сотрудничестве с известными художниками переосмысляет и по-новому открывает для зрителя общественные пространства — памятники, когда-то значимые, но теперь забытые здания, а также почти недоступные, но исторически важные места. Так, благодаря Фонду было отреставрировано несколько миланских палаццо, для которых затем создавали работы современные мастера.

Среди художников, с которыми сотрудничал Фонд, – Сара Лукас, Маурицио Каттелан, Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет, Урс Фишер, Питер Фишли и Дэвид Уайсс, Пол Маккарти и Тино Сегал. В 2015 году при поддержке Фонда и его партнеров американо-венгерская художница Агнеш Денеш, известная своими работами на экологические темы, засеяла в центре Милана пять гектаров пшеницы на месте будущего городского парка.

С 2002 года арт-директором фонда является Массимилиано Джони. В 2013 году он стал самым молодым куратором Венецианской биеннале, а совсем недавно выступал куратором ретроспективы Рэймонда Петтибона «Облако ложного прочтения» в Музее современного искусства «Гараж» в Москве.

Работа бельгийского художника Франсиса Алиса «Не переходите мост до тех пор, пока не достигнете реки» на выставке «Неустанная земля» в Fondazione Nicola Trussardi в Милане
20 – 28 августа 2017 года


Benetton

www.fabrica.it

В 1994 году сооснователь итальянского бренда одежды United Colors of Benetton Лучано Бенеттон и фотограф Оливьеро Тоскани открыли в предместьях города Тревизо исследовательский коммуникационный центр Fabrica. В качестве директора они хотели пригласить Фиделя Кастро, но кубинский лидер от предложения отказался.

Fabrica — это своего рода креативная лаборатория; на отреставрированной вилле XVII века собираются и творят молодые таланты со всего мира. В течение года сорок участников в возрасте до двадцати пяти лет слушают лекции, посещают мастер-классы, а также работают над собственными проектами. В программе центра три основных линии: дизайн, редакторская работа и социальные кампании. Поэтому проекты участников связаны с визуальными коммуникациями, фотографией, видео, музыкой и журналистикой.

Стипендиаты Fabrica разрабатывали социальные арт-кампании для многих международных организаций, таких как ООН и ЮНИСЕФ. Кинематографические проекты участников также становились призерами самых известных фестивалей и премий, среди которых Каннский и Венецианский кинофестивали, премии «Оскар» и «Golden Globes», а также международный фестиваль креатива «Каннские львы». В 2016 году проект команды Fabrica «Узнавание» («Recognition») получил премию IK Prize от галереи Tate в Лондоне за лучшую digital-инновацию в сфере культуры.

Центр Fabrica в предместье Тревизо
Фото: Francesco Radino

Библиотека центра Fabrica
Фото: Fabrica


Ermenegildo Zegna

www.zegnart.com, www.fondazionezegna.org

Бренд мужской одежды поддерживает искусство на двух уровнях — в рамках арт-платформы компании ZegnArt и Фонда Zegna.

ZegnArt состоит из нескольких инициатив: Public, Art in Global Stores и Special Projects. Благодаря программе Public поддержку получают художники на развивающихся рынках — опытному мастеру заказывают создание паблик-арт объекта совместно с местной культурной институцией, а начинающий автор принимает участие в четырехмесячной арт-резиденции в Италии.

В рамках программы Art in Global Stores художники создают работы для бутиков бренда по всему миру. Например, в 2016 году в лондонском магазине были представлены гобелены южноафриканского художника Уильяма Кентриджа. Для вдохновения он использовал исторические учетные книги семьи Дзенья, которая владеет брендом уже в четвертом поколении. Третье направление ZengArt — специальные проекты в партнерстве с культурными организациями со всего мира.

Фонд Zegna, основанный в 2000 году, проводит выставки и резиденции для художников (в рамках партнерских премий) в культурном центре Casa Zegna в итальянском городке Тривьеро. История здания восходит к 1930-м годам, когда в нем жила семья Дзенья. Кроме того, Фонд реализует паблик-арт программу All’Aperto, приглашая международных художников создавать работы для Тривьеро.

Инсталляция Лилианы Моро «29,88 SQ KM», созданная в рамках программы All’Aperto Фонда Zegna
Фото: Marco Cappelletti DSL Studio


LVMH/Louis Vuitton

www.lvmh.com,  www.fondationlouisvuitton.fr

Помимо организации выставок в собственном музее — парижском Foundation Louis Vuitton — и культурных пространствах при бутиках Louis Vuitton в Мюнхене, Венеции, Токио и Париже, компания также проводит арт-резиденции LVMH Metier d’Art для молодых художников в своих мастерских. Цель программы — создать диалог между художниками и ремесленниками, открыть первым секреты работы с материалами и вдохновить вторых на использование арт-приемов в работе.

Так, в 2016 году французский художник Томас Майландер изучал кожевенное производство на юге Франции, а в 2017 году в мастерскую недалеко от Барселоны отправилась скульптор и художник Амандин Гюрюсага.

Инсталляция китайского художника Хуана Юн Пина «Empires» на выставке Monumenta при поддержке LVMH
2016
© Adagp, Париж, 2016


Prada

www.fondazioneprada.org

Бизнес-партнеры по модному дому Prada, супруги Патрицио Бертелли и Миучча Прада — страстные коллекционеры. В 1993 году они создали Фонд Prada для поддержки современного искусства. Сегодня у организации три площадки — галерея в здании палаццо Ка’ Корнер делла Реджина в Венеции, арт-комплекс и пространство Osservatorio в Милане.

У Fondazione Prada активная выставочная и образовательная программа. Например, сейчас в миланском арт-комплексе показывают VR-инсталляцию Алехандро Иньярриту о миграции, в пространстве Osservatorio можно увидеть работы японского фотографа Сатоси Фудзивары, а в венецианском палаццо — многосоставной проект «Лодка протекает. Капитан лгал».

Выставочное пространство Fondazione Prada Osservatorio (выставка «Give me Yesterday»)
Фото: Delfino Sisto Legnani & Marco Cappelletti
Предоставлено Fondazione Prada


Loewe

www.craftprize.loewe.com

Креативный директор Loewe Джонатан Андерсон часто в своих интервью говорит о том, что искусство помогает люксовым брендам обрести характер и установить эмоциональную связь с аудиторией. Один из источников вдохновения для Андерсона — это творения художников-ремесленников.

История Loewe началась в середине XIX века с небольшого магазина при мастерской в Мадриде. Памятуя о своих корнях, в 2016 году бренд и его Loewe Foundation учредили премию для лучших ремесленников – Loewe Craft Prize. Призовой фонд награды составляет €50 тыс. При этом, в отличие от многих корпоративных премий, подать заявку на Loewe Craft Prize художники со всего мира могут самостоятельно. Арт-объекты, представляемые на суд международного жюри, должны соответствовать таким категориям, как прикладное искусство, ювелирное мастерство, мебельное производство, а также работа с различными материалами — металлом, текстилем и кожей.

В 2016 году победителем стал немецкий художник Эрнст Гамперль, работающий с деревом. Следующего обладателя награды объявят в мае 2018 года.

Победитель Loewe Craft Prize 2016 Эрнст Гамперль и члены жюри премии
© Loewe


Gucci

www.gucci.com/us/en/st/storieswww.guccimuseo.com

Марку отличает нестандартный подход к сотрудничеству с миром искусства: она привлекает молодые таланты к созданию капсульных коллекций, уличных граффити, а также к участию в digital арт-кампаниях. Такой неклассический формат патронажа открывает миру новые имена и часто играет определяющую роль в карьере молодых художников.

Так, в 2015 году по приглашению бренда художники, фотографы и иллюстраторы размещали в социальных сетях работы на основе принтов марки с хэштегом #GucciGram. Годом позже креаторы со всего мира размещали арт-видео в рамках онлайн-проекта #24HourAce, приуроченного к запуску новых кроссовок. В этом году, проводя кампанию, посвященную новой модели часов, бренд еще раз доказал, что с использованием технологий, да и с юмором у него всё в порядке. Художники создавали интернет-мемы на тему «TFWGucci» («That Feeling When Gucci» — «То чувство, когда Gucci…»), высмеивая культуру потребления и желание похвастаться.

Героев своих арт-коллабораций креативный директор Gucci Алессандро Микеле находит в социальных сетях. В 2016 году бренд выпускал капсульную коллекцию совместно с бруклинским граффистом Тревором «Trouble» Эндрю. Свои работы художник отмечал стилизованным двойным “G” и публиковал их в Instagram под псевдонимом GucciGhost, чем и привлек внимание дизайнера. Иллюстраторов Джейди Фиш и Анджелу Хикс Алессандро Микеле также заметил в социальных сетях. В 2017 году обе художницы участвовали в создании коллекций Gucci, а по мотивам их работ были созданы гигантские граффити «Gucci Art Wall» в Нью-Йорке и Милане.

В 2011 году марка с помпой открыла и Gucci Museo во Флоренции, где несколько лет показывает выставки о собственной истории, а также экспозиции современного искусства.

Иллюстратор Джейди Фиш на фоне Gucci Art Wall в Нью-Йорке


Tiffany & Co.

www.tiffany.com/jewelry/fall-magazine-arts-culture/explore

Американский ювелирный дом с 2017 года выступает спонсором биеннале Уитни в Нью-Йорке. Партнерство запланировано и на последующие две выставки — в 2019 и 2021 годах.

В рамках сотрудничества с брендом кураторы биеннале этого года отобрали пять молодых художников, которые создали арт-объекты после общения с мастерами Tiffany. Главным условием проекта было то, что художники сохранят полную творческую свободу и смогут проявить свою индивидуальность.

Результаты были представлены в витринах бутика Tiffany на 5-й авеню и в магазине Музея Уитни, а вырученные от продажи средства пошли на нужды музея. Некоторые из работ получились весьма неожиданными. Гарольд Мендес создал пять серебряных сосудов в виде посмертной маски доколумбовой эпохи, а Аджай Куриан — десять лимитированных визитных карточек из серебра.

Шара Хьюз, участница коллаборации с Tiffany в рамках биеннале Уитни 2017
Фото: Tiffany & Co.

Работа Рауля де Нивса для Tiffany в рамках партнерства бренда с биеннале Уитни
2017
Фото: Ricky Zehavi


Swarovski

www.swarovskifoundation.org

Созданный в 2013 году фонд ювелирного бренда ежегодно вручает премию Art Icon совместно с лондонской Whitechapel Gallery. Наградой отмечается художник, который, по мнению экспертного жюри, внес значительный вклад в развитие искусства. В честь победителя устраивается выставка его работ, а также прием Art Icon Event, на котором собираются несколько сотен представителей арт-сообщества.

Среди обладателей награды Swarovski Art Icon — колорист и график Говард Ходжкин, Ричард Лонг, работающий в жанре ленд-арта, перформанса и фотографии, мастер перформанса и видео-арта Джоан Джонас и живописец Питер Дойг.

Фонд Swarovski также сотрудничает с центром современного искусства Palais de Tokyo в Париже. Благодаря финансовой поддержке Фонда художники получают карт-бланш на интерпретацию центрального пространства этой институции.

Работа победителя премии Art Icon от Swarovski Foundation и галереи Whitechapel Ричарда Лонга
Без названия
2012
глиняные отпечатки на дереве
Фото: Steve Jackson