Воздействие французских импрессионистов на русскую школу живописи имеет продленное во времени существование. В конце XIX века художник Василий Поленов рассказал своим ученикам Константину Коровину и Валентину Серову о новомодных тенденциях передавать мимолетные впечатления от реального мира, его подвижность, вибрирующую изменчивость — одним словом, впечатление, impression.
Через импрессионизм прошли художники авангарда, за ними следом к этому манящему направлению прикоснулись Владимир Баранов-Россине, Николай Тархов, Станислав Жуковский, Борис Кустодиев, Константин Юон, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Юрий Пименов, Евгений Столица, Тит Дворников, Валентина Диффинэ-Кристи, Александр Герасимов и Ким Бритов. Мимо импрессионизма не прошел в 1958 году Оскар Рабин. 2012 годом датирована серия «Открытки» Валерия Кошлякова, и, стало быть, рано закрывать вопрос развития русского импрессионизма, который коллекционер Борис Минц поставил на повестку дня и объявил актуальным.
Музей русского импрессионизма только что открылся на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик», построенной еще в 1884 году французским архитектором Оскаром Дидио для товарищества «С. Сиу и Ко».
Там, где некогда находился склад и хранились сухое молоко и сахар, британское архитектурное бюро John McAslan + Partners воздвигло круглое диаметром 20 м строение без окон, облицованное блестящим перфорированным металлом. Ведущий архитектор и директор бюро Эйдан Поттер, объясняя, почему была избрана именно цилиндрическая форма, дал понять, что образцом для подражания им послужил музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, построенный Фрэнком Ллойдом Райтом.
Площадь Музея русского импрессионизм составила чуть более 1000 кв. м. Чистота пространства позволяет зрителю наслаждаться искусством без отвлекающих моментов. Всё сделано, чтобы, как выразился господин Минц, оно стало особенно привлекательным для той части зрителей, которая относится к поколению индиго.
Круговая организация плавно перетекающих друг в друга выставочных залов призвана усиливать эмоциональный эффект не только от архитектуры, но, надо думать, и от искусства русского импрессионизма, «искусства, около которого отдыхаешь» — это слова директора музея Юлии Петровой. Отдыхать предложено в созерцании семи десятков работ блестящих русских живописцев, представленных в постоянной экспозиции. Также обещаны три-четыре временные выставки в год.
В фойе зрителя встречает видеоинсталляция «Дышащие полотна» американо-французского фотографа и кинодокументалиста Жан-Кристофа Куэ, буквально «расщепившего» на мазки произведения, хранящиеся в музее.
«Визитной карточкой» музея станет цикл акустических зарисовок «Музыкальная прогулка по Музею русского импрессионизма», составленный известным композитором Дмитрием Курляндским.