Четырнадцатого сентября в залах Центра Помпиду будет представлено исключительное собрание — более двухсот пятидесяти произведений советских и российских художников, переданных в дар Благотворительным фондом Владимира Потанина, коллекционерами, художниками и их семьями.

Комментарии экспертов и команды проекта:

Михаил Швыдкой

специальный представитель Президента Российской федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям МИД России

MichaelShvydkoy

«Подобного рода проекты — знак высокого политического доверия между государствами. Отношения между Россией и Францией, несмотря на очень сложный международный контекст, складываются наилучшим образом. В этом году мы проводим перекрестный год культурного туризма, в рамках которого ожидается череда событий. Ее открывает проект фонда Владимира Потанина в Центре Помпиду. Крупнейший музей мира становится владельцем одной из лучших коллекций русского искусства второй половины ХХ века. Мы часто думаем, как и чем представить Россию за рубежом. Та сфера современного искусства, которая создавалась во второй половине ХХ века, конечно же, отражает перемены, происходившие в общественном и художественном сознании того времени. В данном случае мы представляем Россию развивающуюся, демократическую, европейскую. Не только великую Россию с классической культурой, но современную Россию с ее проблемами, которые, как обычно, первыми выражают художники. Считаю это представление нашей страны очень эффективным и важным».


Виталий Комар и Александр Меламид «Слава труду!» 1972/2004 Дар Владимира Антоничука

Виталий Комар и Александр Меламид
«Слава труду!»
1972/2004
Дар Владимира Антоничука


Оксана Орачева

генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина

OOracheva

«Сегодня мы рады поделиться первыми результатами проекта. И этот этап — начало большого пути в рамках программы «Культурный прорыв», направленной на продвижение образа России средствами культуры. Очень удачно, что у Ольги Свибловой возникла такая замечательная идея — передать в дар Центру Помпиду коллекцию русского искусства ХХ века. Без ее энтузиазма проект не смог бы состояться. Он объединил очень разных людей, и мы благодарны коллекционерам и признательны художникам. При поддержке Фонда передается сто двадцать три произведения. Результат — большая ретроспектива современного искусства и новый для нас взгляд на благотворительность, взгляд как изнутри, так и снаружи».


Павел Пепперштейн "Жанна д’Арк" 2005 Дар Благотворительного Фонда В. Потанина

Павел Пепперштейн
«Жанна д’Арк»
2005
Дар Благотворительного Фонда В. Потанина


Бернар Блистен

директор департамента культурного развития Центра Помпиду

BernardBlistene

«Ольга Свиблова, она ведь немного француженка, предложила мне: «А давайте соберем коллекцию современного русского искусства». Что делать в такой ситуации? Денег-то у нас нет. Щедрость Фонда Владимира Потанина, коллекционеров и дарителей позволили собрать двести пятьдесят произведений, составивших замечательный ансамбль. Конечно, у нас уже есть коллекция исторического русского авангарда: Шагал, Цадкин, Липшиц, Архипенко, Кандинский, Пуни, Малевич, Певзнер, Баранов-Россине, Габо, Штейнберг, но что касается ныне живущих художников, то мы просто не могли сами собрать их вещи. Сегодня очень волнующий момент. Мы можем протянуть нить между русским авангардом и современной сценой российского искусства, начиная с работ 1950-х годов, с Юрия Злотникова, и заканчивая Павлом Пепперштейном. Полгода работы будут выставлены, затем войдут в постоянную экспозицию и будут показываться в порядке ротации».


Римма Герловина «По Чехову» 1975 В процессе приобретения при поддержке Благотворительного Фонда В. Потанина

Римма Герловина
«По Чехову»
1975
В процессе приобретения при поддержке Благотворительного Фонда В. Потанина


Ольга Свиблова

куратор проекта, директор Мультимедиа Арт Музея

OlgaSviblova

«Очень важный проект и для русского искусства, и для диалога между нашими странами. Жест щедрости и благого примера. Всё, как известно, начинается с дружбы, с того, что люди просто сидят и разговаривают. Ник Ильин позвонил мне в августе прошлого года и сказал, что Фонд Владимира Потанина хотел бы что-то сделать в Париже в 2017 году, к юбилею установления дипломатических отношений между Россией и Францией. Но есть правила и их надо уважать. Все свои планы на два года вперед Центр Помпиду сдает в июне. Но всё получилось, и музей сказал да. Второе «да» пришло от фонда Владимира Потанина. Коллекцию создали за год. Мы объединились. Имя каждого из сорока дарителей будет указано на выставке. Крупнейшие музеи всегда создавались и пополнялись благодаря коллекционерам. Но в центре всегда стоял художник, который не мог развиваться в безвоздушном пространстве. Художник должен быть виден через рынок. В этой инфраструктуре имеются коллекционеры, являющиеся первым этапом отбора в будущее, в которое, как известно, берут не всех. Критика и пресса, без них тоже нет художника. Наше современное искусство видно меньше, чем оно того заслуживает. Теперь оно будет видно не только французской публике, но и мировой».


Гриша (Григорий Давидович) Брускин Из серии «Рождение героя» 1984-1985 Дар Гриши Брускина

Гриша (Григорий Давидович) Брускин
Из серии «Рождение героя»
1984-1985
Дар Гриши Брускина


Николя Люччи-Гутников

куратор проекта, научный сотрудник Центра Помпиду

NLGutnikov2

«Наш музей исторически был музеем даров. Фонд Потанина сделал больше, он помог не только приобрести коллекцию, но и выставить ее. Согласно процедуре, комиссия решала, включать ли те или иные произведения в коллекцию Центра Помпиду. Кураторам надо было этот процесс организовать, поддержать российскую репутацию и убедить членов комиссии в важности и ценности работ художников, о творчестве которых они, может быть, знали не так много».


Эдуард Штейнберг "Титовы №57" 1986 Дар Иветы и Тамаза Манашеровых

Эдуард Штейнберг
«Титовы №57»
1986
Дар Иветы и Тамаза Манашеровых


Игорь Цуканов

глава Tsukanov Family Foundation

IgorTsukanov2

«Я выступаю от коллекционеров, которые люди требовательные. Этот проект уникальный. Двести пятьдесят работ — это очень много. Может быть, больше такой возможности не представится. Очень важно качество команды. Если бы не было инициативы Ольги Свибловой, многие из нас, коллекционеров, не решились бы на это. Теперь хотим посмотреть, как музей будет работать с подаренными вещами».

 


Франциско Инфанте-Арана Из серии «Супрематические игры», 1968/1970-е Дар Франциско Инфанте-Араны

Франциско Инфанте-Арана
Из серии «Супрематические игры»,
1968/1970-е
Дар Франциско Инфанте-Араны


Зельфира Трегулова

генеральный директор Государственной Третьяковской галереи

ZTregulova_TASS

«Абсолютно согласна, событие уникальное. Кстати, Третьяковская галерея — это не только выставки Серова и Айвазовского, это еще и проект «Перезагрузка», основанный на очень щедром даре коллекции Талочкина. Двадцать пять лет я занимаюсь продвижением российского искусства и хочу отметить, что современную ситуацию не знают нигде. Нас нет нигде. Нас нет ни в Базеле, ни на одной крупной ярмарке. Наше искусство недооцененное. Важна эта выставка, которая будет длиться шесть месяцев, важны дискуссии и то, как эти вещи будут жить дальше. Центр Помпиду — активный участник мирового выставочного процесса, и я уверена, работы не будут лежать мертвым грузом на складе. Надеюсь, проект станет критической точкой поворота внимания к российской художественной ситуации».


Эрик Булатов "Слава КПСС" 2003-2005 Дар Владимира и Екатерины Семинихиных

Эрик Булатов
«Слава КПСС»
2003-2005
Дар Владимира и Екатерины Семинихиных


Тамаз Манашеров

коллекционер

TamasManasherov

«Последний год этот проект стал для Ольги Свибловой смыслом жизни. Мы же не могли не зарядиться ее энтузиазмом. Кураторы и директор Центра Помпиду — профессионалы, влюбленные в русское искусство. Я понял, что наши работы там не пропадут, пока в музее работают такие люди».

 


Сергей Бугаев (Африка) "Девочка с кошкой" 1986 Дар Благотворительного Фонда В. Потанина

Сергей Бугаев (Африка)
«Девочка с кошкой»
1986
Дар Благотворительного Фонда В. Потанина


Лариса Зелькова

председатель Совета Благотворительного фонда Владимира Потанина

LarisaZelkova

«Учредитель Фонда — бизнесмен, предприниматель. Говоря языком бизнеса, этот проект — листинг на очень важной площадке. Если хочешь быть признанным, привлекать инвестиции в те или иные проекты, ты, безусловно, будешь торговать бумагами своей компании на очень престижных биржах. В некотором смысле мы с вами сегодня находимся на этапе удачного размещения коллекции современного российского искусства в крупнейшем музее мира. Наши российские музеи формируют свои коллекции очень активно, и мы рассчитываем, что этот проект станет примером всем будущим дарителям. Это не финал, а только что поднятый занавес, и впереди нас ждет увлекательное шоу с участием людей творческих и увлеченных».