В рамках арт-фестиваля Art.Up Art.In в Московском музее современного искусства прошел круглый стол, посвященный корпоративным коллекциям. Выступить в числе спикеров была приглашена Нимфа Бисбе, директор одной из крупнейших в мире корпоративных коллекций современного искусства испанского банка La Caixa.
ARTANDHOUSES не упустил возможности поговорить с госпожой Бисбе об истории коллекции банка, участии Жоана Миро и Ильи Кабакова в жизни корпорации и родстве испанского и советского искусства.
Когда вы пришли в La Caixa и как развивалась история вашего сотрудничества?
Всё началось двадцать пять лет назад, когда я окончила Делавэрский университет, один из старейших вузов США, по специальности «История искусств и музейное дело» и получила степень магистра. Эйчары банка тогда искали куратора, и они наняли меня. Получается, что я росла в профессии вместе с коллекцией La Caixa. В 1990 году она насчитывала всего сто пятьдесят работ, а на сегодняшний день их у нас восемь тысяч. Я начинала как главный хранитель собрания современного искусства, а в 2002 году стала директором коллекций. Поначалу мы организовывали отдельные случайные выставки, а сегодня я забочусь о проведении выставок с крупными кураторами и слежу за тем, как проходят наши выставки за границей. Всего за годы моей работы их было сто пятьдесят четыре, двадцать пять из них мы провели за рубежом и в настоящий момент хотим стать более заметными за пределами Испании, потому что на родине все знают, что такое La Caixa. Мы уже делали проекты в Польше, Китае, Германии, Италии, Мексике.
Правильно ли я понимаю, что в культурном центре Caixa Forum в Барселоне, который в 2002 году открывали король Испании Хуан Карлос и королева София, выставлена большая часть вашей коллекции?
Я бы так не сказала. Мы выставляем работы из нашей коллекции не только в Барселоне, но и в Мадриде, Сарагосе. Caixa Forum — общее название культурных центров, где хранятся предметы нашей коллекции. Всего их у нас семь в семи городах Испании. Наши центры всемирно известны, так как мы ведем активную выставочную жизнь. Каждый год мы показываем что-то из коллекции, чтобы она постоянно была в работе, делаем либо соло-шоу, либо выставки с хронологическими рамками. И конечно, мы активно сотрудничаем со многими музеями. У нас есть фонд La Caixa Foundation, который был создан в 1982 году для управления социальными и культурными программами, инициированными банком. Четырнадцать процентов его бюджета тратится на искусство и культуру. И мы видим свою миссию в том, чтобы дать каждому человеку беспрепятственный доступ к культуре, предоставить возможность открывать для себя современное искусство.
В какой момент было принято решение, что пора не только собирать, но и показывать коллекцию?
Банк инициировал программу выставок в начале 1990-х. Во времена франкистского режима Испания была изолирована от мировых культурных процессов. Да, у нас были Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и Жоан Миро, но большую часть своей жизни они по понятным причинам провели вне Испании. В начале XX века наши художники являлись флагманами мирового авангарда. Однако в середине прошлого столетия испанское искусство призвали вернуться к реализму. Мне кажется, у вас в России были схожие процессы. В общем, ситуация стала меняться только со смертью Франко. В 1985 году La Caixa приобрел некоторое количество произведений художников XX века. Здесь также задумались о том, что Испании нужен центр современного искусства, необходима поддержка художникам. Было принято решение собирать коллекцию музейного толка, действительно современного искусства, которое творится здесь и сейчас. И мы изначально собирали ее как коллекцию, открытую для публики, а не только для банковских служащих. Всё это происходило на фоне общих положительных сдвигов в обществе.
Тогда же Центр искусств королевы Софии в Мадриде (художественный музей, составляющий вместе с Прадо и Музеем Тиссена-Борнемисы «золотой треугольник искусств» Мадрида, входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира. — Прим. авт.) перестал специализироваться только лишь на скульптуре и начал пополнять свои фонды художниками XX века. Затем в 1995 году появился Музей современного искусства в Барселоне (MACBA), в котором стали экспонироваться произведения искусства второй половины ХХ века, а также работы современных художников. К этому времени мы уже собрали коллекцию таких работ, которых у этих музеев не было. Этим наша коллекция и уникальна для Испании.
Как сегодня в Испании воспринимают современное искусство?
У нас есть публика, есть хорошие музеи. Но привлечь широкий интерес к современному искусству всегда сложно. Например, сейчас у нас в Caixa Forum Барселона — проходят две важные выставки «Импрессионисты и современники. Шедевры из Phillips Collection» и «Вес жеста» современного португальского художника Жулиау Сарменту совместно с САМ Collections и MACBA. И больше зрителей, конечно, у импрессионистов, и это нормально. Мне кажется, так происходит по всему миру. Очень интересуется современным искусством молодежь.
Я знаю, что логотип La Caixa разрабатывал Жоан Миро. Это правда?
Да, так оно и было. Для нас это одновременно и забавный, и важный факт. В 1980-е годы наши управленцы хотели модернизировать буквально всё, и они попросили Жоана Миро создать новый логотип. Этот заказ, правда, поначалу поставил его в тупик, потому что до этого он ничего подобного не делал. В итоге получилась звезда с двумя цветными точками.
Как по-вашему, на что прежде всего следует обращать внимание, когда работаешь с корпоративной коллекцией?
Это зависит от компании, необходимо отталкиваться от ее миссии. Мы стали членами IACCCA (The International Association of Corporate Collections of Contemporary Art) — это некоммерческая ассоциация была создана в 2007 году профессиональными кураторами корпоративных коллекций. Большинство участников ассоциации — из финансовой сферы, как и мы. В нашем случае мы пытаемся соответствовать трендам банка, который теперь все больше внимания уделяет социальным программам, активно их финансируя. Семьдесят процентов от бюджета фонда La Caixa Foundation идет на социальные программы. До нынешнего экономического кризиса мы тратили на культуру больше четырнадцати процентов, но сегодня социальная сфера отвлекает на себя основное внимание, и это закономерно. Теперь мы в первую очередь интересуемся художниками, которые делают работы на социальные темы. До этого мы собирали коллекцию, пытаясь представить историю современного искусства, а сегодня фокусируемся на определенных вещах, которые интересуют нашу компанию.
И что же это за вещи?
Социальное искусство. Нам интересны художники, которые высказываются по поводу миграционного кризиса, власти и насилия, а также работы, восполняющие исторические пробелы. Например, работы из 1980-х.
Есть ли в вашей коллекции русские авторы?
Пока в нашей коллекции только один русский автор — Илья Кабаков. В 1993 году мы делали выставку в Мадриде и заказали ему большую инсталляцию «For Sale» — это целая комната, в которой старинная буржуазная мебель накрыта белыми листами. Автор словно говорит: «Забудь прошлое и начни новою жизнь». Такая метафора подходящим образом описывала ситуацию в нашей стране, когда мы пытались разом забыть свое прошлое и начать жить по-новому.
В вашей коллекции есть и нынешние звезды: Пьер Юг, Джиллиан Веринг, Рони Хорн. Как вы вычленяете имена тех, кого точно нужно купить сегодня?
Мы каждый день пытаемся ответить себе на этот вопрос. Когда в 1980-е банк начал собирать историю искусства, главный вопрос был — кто из испанских художников важен для нас? Потом мы стали приобретать работы очень молодых авторов, таких, как, например, Микель Барсело. После этого начали задумываться, кто из зарубежных художников может быть интересен испанской публике. Мы не стремились быть энциклопедией, но хотели задокументировать историю — не Испании в целом, а корпорации. Затем я стала обращать внимание на работы, которые могут вступить в диалог с уже существующими в нашей коллекции. Это как писать роман и придумывать, какой герой и с кем будет разговаривать. Мы действительно купили много портретов Джиллиан Веринг, исследующих идентичность, а также работы Рони Хорна. Потом нам был очень интересен минимализм, например, Дональд Джадд и Карл Андре, его связь с современностью. Я пытаюсь покупать молодых художников, которые осмысливают минимализм сегодня.
Какая самая дорогая работа в вашей коллекции?
Две работы Герхарда Рихтера.