Как было справедливо замечено в 1910 году Оскаром Уайльдом, «карта мира, на которой не найдется места для утопии, не стоит даже того, чтобы на нее смотрели. Это единственная страна, подходящая для человечества. А когда человечество обоснуется в ней, оно будет искать лучшего и если найдет, опять отправится в путь. Прогресс — это реализация утопий». И вот свое внимание на реализации (или не реализации) утопий сфокусировали инициаторы Лондонской биеннале дизайна.

Тема первого в столице Великобритании международного дизайнерского смотра «Утопия в дизайне» стала еще и своеобразной данью уважения великому труду «Утопия», написанному сэром Томасом Мором в 1516 году. Директор биеннале д-р Кристофер Тернер рассчитывает, что выставка станет не только местом встреч, средством коммуникации, но и витриной, которая продемонстрирует всё разнообразие национальных культур, выраженных в дизайне.

В биеннале принимают участие ведущие дизайнеры и организации из тридцати семи стран мира. Россию представит Московский музей дизайна. Проект «Открывая утопию. Утраченные архивы советского дизайна» (кураторы Александра Санькова, Степан Лукьянов) впервые на международной площадке рассказывает зрителю об истории советского дизайна, раскрывает страницы уникальных архивов отечественных художников-конструкторов 1960–1980 годов, создававших смелые проекты, опережавшие время и возможности промышленного производства, зачастую нереализованные, оставшиеся на стадии прототипов. Однако всё это не останавливало мечтателей-идеалистов, продолжавших эксперименты по созданию новой предметной среды.

londondesignbiennale2016

Становлению дизайна в СССР способствовало появление в 1962 году такой организации, как ВНИИТЭ — Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики с филиалами в десяти республиках. Советские дизайнеры, занимаясь проектированием удобных и красивых вещей, подходили к процессу с точки зрения таких наук, как эргономика, цветоведение, ритмика и психологии. Российский стенд фактически представляет собой реконструкцию архива, решенного в современным виде с экранами-лайтбоксами, где, как будто на слайдах, воспроизводятся модели пожарной машины (1975), автобуса РАФ-977, экспериментального снегохода (1980-е), уличных телефонных автоматов (1986), катамарана «Чайка» на подводных крыльях, аудиоустановки «Сфинкс» (1987) и другие «чудеса» советского времени, опровергающие пресловутую установку, что «в России нет дизайна».

londondesignbiennale2016-1

Классическое здание Сомерсет-хаус на три недели оккупировано дизайном. Широкий внутренний двор отмечен планом утопического города, выполненного из нержавеющей стали албанским художником Хелидоном Ксиксой, известного своей экстравагантной манерой. В визуально привлекательных, порой даже слишком роскошных проектах, напоминающих инсталляции из области современного искусства, дизайнеры поднимают острые проблемы и неприятные вопросы. Австралию (проект дизайнера Нейла Броди «Plastic Effects») волнуют отходы — пять триллионов пластиковых предметов, выброшенных в мировой океан. Япония рассуждает об экологии. Францию занимают актуальные геополитические вопросы. Коридор восточного крыла Сомерсет-хаус завершает комната, подсвеченная голубым неоновым светом, наполненная коллекцией предметов, каждый со своей историей, — это Голландия (Net Nieuwe Instituut) представляет проект «Design Diorama: The archive as a Utopic Environment». Норвегия рассуждает об инклюзии и городском дизайне, улучшающем жизнь людей с ограниченными возможностями.

londondesignbiennale2016-5

Китай хвалится достижениями масштабного проектирования и строительства в некогда провинциальном городе Шеньчжень, который, благодаря крупным инвестициям, стремительно превращается в динамичный центр новых технологий. Индия возвела инсталляцию «Chakraview» из зеркал, нарядных вывесок и тканей, демонстрирующую то, как страна развивается, не утрачивая связей с традициями, с тем, с чем она обычно ассоциируется, — с яркими красками, чувственными и пряными ароматами. Знаменитый промышленный дизайнер Константин Грчик представляет Германию и German Design Council. Проект об иных мирах «Utopia Means Elsewhere», в название которого взята цитата из слов Джона Малковича, занимает два зала. Из пространства, абсолютную белизну которого нарушает разве что изысканный шрифт кураторского послания, зритель попадает с темный зал с горящим камином.

Через несколько дней жюри London Design Biennale 2016 вынесет вердикт и назовет проект-победитель, раскрывший тему утопии наиболее убедительно.