Открытие выставочного сезона осенью многообразно в обеих столицах. ARTANDHOUSES выбрал самые интересные экспозиции, ради которых москвичам следует отправится в Санкт-Петербург и наоборот.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 5 сентября — 13 января 2019

 www.hermitage.ru

Фантастическая экспозиция частной американской коллекции четы Каплан уже гостила в московском Пушкинском музее в этом году, а теперь переехала в Эрмитаж. Здесь работы Рембрандта, Ливенса и других фламандских и нидерландских художников золотого века будут дополнены произведениями из собственного собрания главного российского музея.

Ян Ливенс
«Юноша в плаще и тюрбане / Портрет принца Руперта Пфальцского»
около 1631
Лейденская коллекция, Нью-Йорк


«Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей»

Музеи Московского Кремля, 7 сентября — 13 января 2019

 www.kreml.ru

Драгоценности к лицу пока еще скромным выставочным залам Музеев Кремля: в камерной обстановке экспозиций вокруг каждого миниатюрного экспоната отлично выстраивается свет и, если нужно, даже мультимедийная инсталляция. В новом сезоне монографическую выставку посвятили римскому Bvlgari в честь 130-летия знаменитого дома. Каскады бриллиантов, изумрудов и сапфиров, некогда принадлежавших кинодивам разных стран, а также винтажные украшения, созданные с момента основания дома в конце XIX века, будут «согревать» посетителей до середины зимы.

Сотуар. Bulgari
1969
Золото, изумруды, рубины, бриллианты
Коллекция наследия Bulgari


«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»

Государственная Третьяковская галерея, Москва, 7 сентября — 13 января 2019

 www.tretyakovgallery.ru

Если Лейденская коллекция совершила путешествие из Москвы в Петербург, то история с выставкой концептуалистов Кабаковых обратная — после Эрмитажа она приехала в Третьяковку. Те же масштабные инсталляции, живописующие советский быт и рассказывающие истории выдуманных персонажей, займут пространство Новой Третьяковки на Крымском Валу. Подробнее о выставке ARTANDHOUSES рассказала Эмилия Кабакова.

Илья и Эмилия Кабаковы 
Инсталляция «Объекты Его Жизни» 
2005
Private Collection © Ilya and Emilia Kabakov
Photo Courtesy of the Artists


«Ткань процветания»

Музей современного искусства «Гараж», Москва, 12 сентября — 27 января 2019

 www.garagemca.org

Как сегодня люди считывают принадлежность к социальной группе, профессии, да и вообще определяют степень адекватности незнакомца? Правильно — в первую очередь по одежде. Так же, как и более ста лет назад, когда было написано эссе философа и социолога Георга Зиммеля «Мода», ставшее одной из отправных точек в подготовке выставки. В произведениях искусства около сорока художников со всех континентов, от Любови Поповой до Кадера Аттиа, выполненных в течение последнего века, кураторы и намерены отслеживать историю одежды, объединяющей людей в самые разные социальные и профессиональные группы. 

Ати-Патра Руга
«Ночь длинных ножей, № 1»
2013
Фото: Хейден Фиппс
Предоставлено художником и галереей WHATIFTHEWORLD, Кейптаун


«Экспрессионизм в русском искусстве»

Русский музей, Санкт-Петербург, 20 сентября — 19 ноября

 www.rusmuseum.ru

Эта выставка входит в серию, посвященную разнообразным течениям в русском искусстве начала прошлого века. В ГРМ уже показывали русский импрессионизм, неоклассицизм и символизм, а теперь на очереди оказался экспрессионизм с яркими его представителями — Кандинским, Шагалом, Филоновым, Ларионовым, Григорьевым и десятками других художников.

Наталия Гончарова
«Прачки»
1911


«Джим Дайн. Из коллекции Центра Помпиду»

Мультимедиа Арт Музей, Москва, 14 сентября — 11 ноября

 www.mamm-mdf.ru

В 1962 году Дайн, вместе с Уорхолом, Роем Лихтенштейном, Эдом Рушеем и другими художниками, стал участником легендарной выставки «Новая живопись о привычных предметах», впервые представившей публике американский поп-арт. С тех пор его записали в «отцы-основатели» направления вместе с упомянутыми авторами и их британскими коллегами. Впрочем, в отличие от Уорхола и Лихтенштейна, Дайн не оставался верен какому-то четкому стилю или манере, а делал и делает самые разнообразные вещи, которые в формате мини-ретроспективы и покажут в Москве.

Джим Дайн
«Принц»
2008
Собрание Центра Помпиду, Париж
Дар Джима Дайна в 2017
© Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства – центр промышленного творчества /Одри Лоранс


«Контуры глобальной эпохи»

Музей архитектуры имени Щусева, Москва , 14 сентября — 13 ноября

 www.muar.ru

В следующем году исполнится 120 лет со дня рождения, вероятно, главного советского реалиста Александра Дейнеки, чьи выставки всегда хит. Музей архитектуры начинает празднование заблаговременно экспозицией графики художника, которая ничуть не уступает его яркой во всех смыслах живописи. Выставка будет строиться в ретроспективном плане — в музее выставят даже детские рисунки главного героя.

Александр Дейнека
«Женский портрет»
1950-е


«Шепард Фейри. Форс-мажор»

Московский музей современного искусства, 19 сентября — 4 ноября

 www.mmoma.ru

Граффити-художник, дизайнер, плакатист и карикатурист Фейри успел поработать, как кажется, со всеми творческими индустриями, и даже «ушел» в политику — одним из самых известных его изображений последнего времени стал постер с Бараком Обамой «Hope», сделанный в его фирменном поп-артовом стиле. Именно такие портреты и принесли ему известность, и именно они составят основу экспозиции в MMOMA.

Шепард Фейри
«Золотое будущее»
2018


«Михаил Ларионов»

Государственная Третьяковская галерея, Москва, 19 сентября — 20 января 2019

 www.tretyakovgallery.ru

Монографическая выставка Наталии Гончаровой была хитом Третьяковки в 2013–2014 годах, а ее муж, Михаил Ларионов, как на этой выставке, так и в других экспозициях авангардистов в последующие годы оставался как будто в тени. Своеобразный пробел устраняет та же Третьяковка крупнейшей ретроспективной выставкой, которая включит более 500 экспонатов из российских музеев, а также лондонской Tate, парижского Центра Помпиду и Музея Людвига в Кельне.

Михаил Ларионов
«Петух. Лучистый этюд»
1912
Государственная Третьяковская галерея


«Вы смотрите на то, чего никогда не было. Из коллекции Zabludowicz»

Мультимедиа Арт Музей, Москва, 14 сентября — 4 ноября

 www.mamm-mdf.ru

Британская частная коллекция Пойю и Аниты Заблудович уже известна во всем мире — еще с конца прошлого века они выставляли работы в музеях, а затем и вовсе открыли свой собственный музей в бывшей протестантской часовне в Лондоне. В Москву они привозят малую часть своей фотографической коллекции, которая включит работы таких классиков, как Синди Шерман, Ричард Принс, Андреас Гурски, Джефф Уолл и других.

Andreas Gursky
«Chicago Board of Trade II»
1999
© Andreas Gursky, Buld-Kunst, РАО, 2018


«Нисский. Горизонт»

Институт русского реалистического искусства, Москва, 14 сентября — 27 января 2019

 www.rusrealart.ru

Советский художник Георгий Нисский, вероятно, один из фаворитов владельца ИРРИ Алексея Ананьева, заплатившего в 2014-м почти $3 млн за работу «Над снегами» на торгах Sotheby’s. По крайней мере, Нисский из тех, чье имя регулярно встречается в интервью коллекционера. И нынешняя большая ретроспектива, как и мощный монографический альбом о художнике — логичное продолжение этой любви. В числе участников выставки — работы из 23 музеев, а для каталога их собирали из 50-ти.

Георгий Нисский
«В пути»
1958–1964
Институт русского реалистического искусства


«“Парижские вечера” баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 25 сентября — 13 января 2019

 www.pushkinmuseum.art

Более 40 картин и 50 рисунков художников-авангардистов, населявших Париж в начале XX века и бывших близкими друзьями и соратниками польской аристократки Елены Миончинской, известной как баронесса Эттинген, выставят в Пушкинской музее. Они приедут из Центра Помпиду и Музея современного искусства города Парижа, а также из частного архива наследников легендарной покровительницы искусств.

Хуан Грис
«Натюрморт с бутылкой»
1917
ГМИИ им. A. C. Пушкина


«Владимир Сальников. Спасение пространств»

Московский музей современного искусства, 27 сентября — 28 октября

 www.mmoma.ru

Это первая ретроспектива классика современного искусства после его смерти в 2015 году. В пространстве музея на Петровке выставят живопись, графику, фотографии и видео Владимира Сальникова, одного из первых российских медиахудожников. Название ретроспективе дал один из самых известных его проектов — интерактивная видеоинсталляция, в которой художник выступал в качестве «проповедника».

Владимир Сальников
«Спор об искусстве»
2009


«Марсель Бротарс. Поэзия и образы»

Музей современного искусства «Гараж», Москва , 29 сентября — 3 февраля 2019

www.garagemca.org

Имя Бротарса хорошо известно в Европе, но в России звучит крайне редко. Без него сейчас не обходится ни одна крупная выставка, посвященная концептуализму или сюрреализму — направлениям, которым знаменитый бельгиец посвятил свою жизнь в искусстве. «Гараж» впервые представит полноценную ретроспективу мастера, собрав его работы разных лет.

Марсель Бротарс
«Великолепная картина»
около 1963–1964
Частное собрание
© Estate Marcel Broodthaers


«Имперские столицы: шедевры живописи из Вены и Санкт-Петербурга»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 5 октября — 13 января 2019

 www.hermitage.ru

Большая выставка, переезжающая в Петербург из Вены, выстроена на рифмах и перекличках произведений из коллекций двух великих музеев — Эрмитажа и Музея истории искусств, которые кураторы искали в именах художников, эпохах, стилях и направлениях. К эрмитажному собранию теперь присоединятся в диалогах работы Гольбейна и Ван Дейка, Альтдорфера и Тинторетто, Рембрандта и Строцци.

© KHM-Museumsverband


«Давид Бурлюк. Слово мне!»

Музей русского импрессионизма, Москва , 4 октября — 27 января 2019

 www.rusimp.su

Самым ярким годам жизни и творчества Давида Бурлюка, авангардиста и основоположника русской ветки футуризма, — 1900–1930-м — посвятит выставку Музей русского импрессионизма. Живопись и графику из музейных и частных собраний России, Европы и США традиционно разбавят мультимедийными инсталляциями.

Давид Бурлюк
«Женщина с зеркалом»
1915–1916
Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина


«Исаак Левитан и авторский кинематограф»

Еврейский музей и центр толерантности, Москва, 4 октября — 20 января 2019

 www.jewish-museum.ru

Музей продолжает монографические показы художников, имевших еврейские корни, и сегодня добрался до Левитана, золотистые пейзажи которого у нас знает каждый школьник. Уже традиционно для этой институции показ не должен быть скучным: на этот раз кураторы придумали «скрестить» визуальную культуру классического пейзажа с кинематографом, изучая таким образом левитановское влияние на «глаз» режиссеров, от Эйзенштейна до Звягинцева.

И. И. Левитан
«Ненюфары»
Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина


«Изучая Микеланджело»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 5 октября — 16 декабря

 www.hermitage.ru

Произведения Микеланджело столь редки в мировых музеях (в России, например, единственная незаконченная скульптура «Скорчившийся мальчик» хранится в Эрмитаже), что каждое их перемещение из привычного места обитания отслеживается любителями искусства. Так и сейчас: на «Распятие» из итальянской частной коллекции наверняка съедутся взглянуть любители искусства из разных стран. Тем более что эта выставка одного шедевра включит и подготовительный рисунок, который привезут из Британского музея.

Микеланджело
«Распятие»


«Пабло Пикассо. Ольга Хохлова»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 20 ноября — 4 февраля 2019

 www.pushkinmuseum.art

Выставка, прошедшая в парижском Музее Пикассо весной-летом прошлого года, стала во французской столице настоящим блокбастером: институция в первый раз собрала мощную экспозицию, посвященную русской танцовщице, жене и музе великого художника. Живопись, графика и скульптура из самого музея и других собраний, с изображением Ольги Пикассо или вдохновленные ею, займут залы главного здания Пушкинского.

Пабло Пикассо
«Читающая женщина»
1920
© Musée de Grenoble


«Пионеры американского модернизма»

Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, 20 сентября — 2 декабря

 www.lumiere.ru

Архитектурный фотограф Эзра Столлер, как говорят, оказался в нужное время в нужном месте. Он родился в 1915 году в США, а университетскую школу окончил в конце 1930-х, времени активных архитектурных экспериментов тех, кого сегодня называют классиками модернизма. И вовремя понял, что хорошим архитектором ему не стать, но хорошим фотографом, знающим и чувствующим архитектуру, возможно, удастся. И за свою долгую карьеру он сделал снимки, кажется, всех знаковых зданий самых разных архитекторов, от Мис ван дер Роэ до Ллойда Райта, от Аалто до Брейера. Самые известные из них и покажут в столичном Центре братьев Люмьер.

Эзра Столлер
Терминал TWA в Айдлуайлд (Аэропорт Джона Ф. Кеннеди) 
Арх.: Ээро Сааринен. Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк
1962

© Ezra Stoller, Courtesy Yossi Milo Gallery, New York