В лондонской Tate Modern 18 октября открывается первая в Великобритании ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых. Название выставки «В будущее возьмут не всех» отсылает к одноименному тексту Кабакова 1983 года, который называют самым важным в его творчестве.
Кабаков сегодня, вероятно, самый важный из живущих ныне русских художников. Он — один из создателей московского концептуализма, который, можно считать, уже вписан в мировую историю искусства, а его выставки проходили по всему свету, от Нью-Йорка до Парижа и Венеции. Его имя — первое, что приходит на ум любому соотечественнику или иностранцу, если спросить о знакомых именах в современном российском искусстве (именно Кабакова, например, назвал и знаменитый художник и режиссер Ян Фабр на недавней встрече на московском фестивале TERRITORIЯ). Кабаков и сейчас остается самым дорогим нашим художником со своим проданным за $5,8 млн еще в 2008 году «Жуком». Наконец, он едва ли не единственный здравствующий художник, работающий в области современного искусства, удостоившийся, пусть и спустя почти тридцати лет эмиграции, действительно «народной славы» — фильмы о нем в 2015 году показали на Первом канале.
После десятков выставок, проходивших в том числе в парижском Центре Помпиду, нью-йоркском MoMA и базельском Kunstmuseum, дань художнику и его соавтору воздает один из главных британских музеев Tate Modern, помещая их в общую историю концептуального искусства. Среди знаменитых тотальных инсталляций — участниц проекта — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», «Лабиринт (Альбом моей матери)» и «В будущее возьмут не всех», которая дала название выставке и «переросла» из текста в произведение визуального искусства в 2001 году.
Выставка, состоящая из более чем сотни работ (инсталляции, живопись и графика разных лет), готовилась при содействии Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи. В оба этих музея экспозиция должна переместиться в будущем году.