В рамках фестиваля «Антверпенское барокко 2018. Рубенс вдохновляет» в местном музее современного искусства M HKA 1 июня откроется выставка «Sanguine|Bloedrood». Ее куратор знаменитый художник Люк Тёйманс намерен в противопоставлении шедевров старых мастеров и современных авторов показать «невидимые тонкости барокко».

Как говорит сам Тёйманс, его задача — преодолеть разрыв между старым и современным искусством, а также нивелировать у зрителя то чувство подавленности, что подчас вызывают барочные произведения со всей их чрезмерной пышностью и роскошью.

Старых мастеров для экспозиции предоставит прежде всего Антверпенский музей изящных искусств со своей выдающейся коллекцией великих фламандцев Рубенса и Ван Дейка. Другие работы — Караваджо, Риберы, Тициана и других художников, вдохновлявших Рубенса или бывших его последователями, — привезут из частных и музейных собраний Европы.

Среди современных авторов, так или иначе использующих барочные мотивы, Тёйманс сделал ставку в числе прочих на произведения Берлинды де Брёйкере, Брюса Наумана, Зигмара Польке, Изы Генцкен, Яна Фабра, Такаси Мураками, Марлен Дюма.

Всего в проекте участвуют работы около пятидесяти художников разных стран и эпох, а настоящей удачей организаторы считают предоставление масштабной инсталляции Эдварда Кинхольца «Five Car Stud» из Коллекции Миуччи Прады. Эта работа впервые была показана публике на легендарной выставке documenta 5 в Касселе в 1972 году и вызвала шок: она изображает освещенную фарами машин сцену кастрации пятью белыми мужчинами чернокожего американца, осмелившегося выпить с их подружкой. После первого показа ее купил японский коллекционер, и более сорока лет она нигде не выставлялась, пока в 2011 году не попала в руки итальянского дизайнера. С тех пор инсталляцию выставляли трижды — в США, Дании и в 2016-м в венецианском пространстве Fondazione Prada.

Edward Kienholz
«Five car stud»
1969-1972
Collezione Prada, Milano
Courtesy Fondazione Prada

Pierre Huyghe
«Human Mask»
2014
Courtesy of the artist
Marian Goodman Gallery, New York; Hauser & Wirth, London; Esther Schipper, Berlin; and Anna Lena Films, Paris

Nadia Naveau
«Deaf Ted»
2014
Figaro’s Triumph, 2014
Collection Nadia Naveau & Base-Alpha Gallery Roi je t’attends à Babylone, 2014, Collection Verhaeghe — Dewaele

Zhang Enli
«Container 1, container 2»
2008 -2007
Courtesy of the artist

Carla Arocha — Stéphane Schraenen
«Circa Tabac»
2007
Courtesy Courtesy Carla Arocha — Stéphane Schraenen

Jack Whitten
«Miss Fancy Pants: My summer time kitty»
2011
Private collection
Courtesy Zeno X Gallery, Antwerp

Fred Bervoets
«De gezegende Nederlaag»
1971
Private Collection, Dendermonde

Berlinde De Bruyckere
«In Flanders Field»
2000
Collection M HKA/Museum of Contemporary Art/Flemish Community

Jacob Jordaens
«Studies van de kop van Abraham Grapheus» 
1620
Museum voor Schone Kunsten, Gent

Michelangelo Merisi da Caravaggio
«Fanciullo morso da un ramarro»
ca.1596-1597
Courtesy Fondazione di Studi di Storia dell’Arte Roberto Longhi di Firenze

Francisco de Zurbarán
«The Martyrdom of Saint Sebastian» 
Private collection
Musée national d’histoire et d’art Luxembourg