В рамках фестиваля «Антверпенское барокко 2018. Рубенс вдохновляет» в местном музее современного искусства M HKA 1 июня откроется выставка «Sanguine|Bloedrood». Ее куратор знаменитый художник Люк Тёйманс намерен в противопоставлении шедевров старых мастеров и современных авторов показать «невидимые тонкости барокко».
Как говорит сам Тёйманс, его задача — преодолеть разрыв между старым и современным искусством, а также нивелировать у зрителя то чувство подавленности, что подчас вызывают барочные произведения со всей их чрезмерной пышностью и роскошью.
Старых мастеров для экспозиции предоставит прежде всего Антверпенский музей изящных искусств со своей выдающейся коллекцией великих фламандцев Рубенса и Ван Дейка. Другие работы — Караваджо, Риберы, Тициана и других художников, вдохновлявших Рубенса или бывших его последователями, — привезут из частных и музейных собраний Европы.
Среди современных авторов, так или иначе использующих барочные мотивы, Тёйманс сделал ставку в числе прочих на произведения Берлинды де Брёйкере, Брюса Наумана, Зигмара Польке, Изы Генцкен, Яна Фабра, Такаси Мураками, Марлен Дюма.
Всего в проекте участвуют работы около пятидесяти художников разных стран и эпох, а настоящей удачей организаторы считают предоставление масштабной инсталляции Эдварда Кинхольца «Five Car Stud» из Коллекции Миуччи Прады. Эта работа впервые была показана публике на легендарной выставке documenta 5 в Касселе в 1972 году и вызвала шок: она изображает освещенную фарами машин сцену кастрации пятью белыми мужчинами чернокожего американца, осмелившегося выпить с их подружкой. После первого показа ее купил японский коллекционер, и более сорока лет она нигде не выставлялась, пока в 2011 году не попала в руки итальянского дизайнера. С тех пор инсталляцию выставляли трижды — в США, Дании и в 2016-м в венецианском пространстве Fondazione Prada.