В Новом музее в Санкт-Петербурге открылась выставка «Анатолий Зверев. Живопись. Графика». Работы легендарного художника советского андеграунда собрали из коллекций основателя музея Аслана Чехоева и создателя галереи «Веллум» Любови Агафоновой, а также частных собраний. В экспозицию вошли более 40 картин Зверева, написанных в 1950–80-е годы.

Считается, что Анатолий Зверев за всю жизнь создал более 30 000 работ. Неугомонный гений рисовал где придется — в основном у тех, кто мог его приютить. Наследия Зверева хватило не на одну значительную коллекцию — не первый год в Москве работает монографический Музей AZ, посвященный художнику. Однако самым первым коллекционером Зверева считают легендарного Георгия Костаки, который разглядел уникальный талант «лучшего русского рисовальщика», как называл его Пабло Пикассо.

Зверев был одним из последних представителей касты «проклятый поэтов». Нищий, хмельной, бездомный — он не принадлежал ни к каким объединениям и группам, спонтанно производя на свет бесчисленное количество произведений искусства. Он рисовал всем, что было под рукой: краской, кетчупом, горчицей. А его фраза «Дай рубль — увековечу!» стала легендой — герои его портретов таким нехитрым образом остались в истории искусства.

В 1960 году американский журнал Life вышел с репродукциями картин Зверева и заметкой Александра Маршака «Искусство России, которое никто не видел», а в 1961 году три акварели Зверева приобрел нью-йоркский Музей современного искусства MoMA. Он был советским Джексоном Поллоком — его «спонтанная» живопись была пусть и не в полной мере абстрактной, но всегда — перформансом и «живописью действия».

Анатолий Зверев
«Космос»
Галерея «Веллум»

Анатолий Зверев
«Женский портрет»
конец 1950-х
Галерея «Веллум»

Анатолий Зверев
«Женский портрет»
начало 1970-х
Новый музей Аслана Чехоева

Анатолий Зверев
«Дон Кихот»
1971
Новый музей Аслана Чехоева

Анатолий Зверев
«Дон Кихот»
Галерея «Веллум»

Анатолий Зверев
«Церковь» 
1978
Галерея «Веллум»