Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», представляющая частное собрание американского инвестора Томаса Каплана, открывается в ГМИИ имени А. С. Пушкина. В экспозицию вошли более восьмидесяти работ представителей Золотого века голландской живописи, а также рисунок Леонардо да Винчи.

В отличие от первой мировой сотни миллиардеров Forbes, в круг собирательских интересов которых входят в основном модернизм и современное искусство, 55-летний Каплан с 2003 года коллекционирует старых мастеров. В своей любви к ним он «винит» двоих — мать, с 6-летнего возраста заманивавшую его в Метрополитен в Нью-Йорке обещанием позволить съесть хот-дог на ступеньках музея после экскурсии, и Нормана Розенталя, экс-директора Королевской академии художеств в Лондоне, как-то раз поведавшего ему историю о том, что работы Рембрандта всё еще можно купить. Последнее открытие, по словам коллекционера, так его потрясло, что он «открыл охоту на Рембрандта».

Впрочем, что является настоящей страстью миллиардера, чье имя в том же Forbes находится сегодня на 1940-й строчке, сказать сложно: не меньше, чем старыми холстами, он увлечен и защитой диких кошек, для чего в 2006-м даже открыл фонд Panthera, куда 20-миллионные взносы якобы делают богачи со всей планеты. Да и признанных Рембрандтов в частных руках осталось слишком мало. Поэтому за пятнадцать лет собирательства круг интересов коллекционера великого художника из Лейдена (коллекцию называли по городу — месту рождения Рембрандта) настолько расширился — вероятно, не в последнюю очередь из-за склада ума неутомимого инвестора, отметившегося в самых разных бизнес-сферах, — что в его руках оказались также произведения Рубенса, Вермеера, Метсю, Ливенса и многих других художников.

Бесспорный козырь его собрания Рембрандта, состоящего сейчас из одиннадцати картин и нескольких рисунков, — полотно «Минерва», для которой в образе римской богини мудрости художнику позировала его возлюбленная Саския. Вторым по количеству работ в коллекции идет «малый голландец» Герард Дау — в Москву привезли девять его небольших портретов и жанровых сцен.

Но, вероятно, самым ценным произведением в руках Каплана остается «Девушка за вёрджинелом» Вермеера Делфтского, редкая работа художника, в чьем наследии значится менее сорока полотен.

Целью своего собирательства коллекционер считает «вызволение вещей из закрытых домов и представление их публике». Именно для этого он сделал сайт Лейденской коллекции с подробным описанием картин, а дома и в офисе держит лишь их репродукции: «Когда мы начали собирать, я понял, что получаю больше удовольствия от того, что полотна путешествуют, а мне вполне комфортно жить и с цифровыми копиями».

В прошлом году коллекцию показывали в парижском Лувре, а затем Пекинском национальном музее. После этого тура в Москве уже не увидят «Ревекку и Элиезера у колодца» Фердинанда Бола — узнав, что за эту картину на аукционе с ним бился представитель главного французского музея, Каплан передал работу в дар Лувру.

Рембрандт Харменс ван Рейн
«Минерва»
1635
Лейденская коллекция, Нью-Йорк

Ян Вермеер Делфтский
«Девушка за вёрджинелом»
около 1670–1672
Лейденская коллекция, Нью-Йорк

Ян Ливенс
«Юноша в плаще и тюрбане / Портрет принца Руперта Пфальцского»
около 1631
Лейденская коллекция, Нью-Йорк

Карел Фабрициус
«Явление ангела Агари»
около 1645
Лейденская коллекция, Нью-Йорк

Исак де Яудервилле
«Портрет Рембрандта в восточном одеянии»
oколо 1631
Лейденская коллекция, Нью-Йорк

Питер ван Лар
 «Волшебная сцена с автопортретом»
1635-1637
Лейденская коллекция, Нью-Йорк