Алвар Аалто (1898–1976), бесспорно, главный герой финской архитектуры и дизайна. Год, когда Финляндия широко и торжественно отмечает столетие независимости, не мог обойтись без ретроспективы мастера, которым так гордится страна.
Экспозиция в музее Атенеум фокусирует внимание на становлении авторского языка Аалто в диалоге с творчеством художников-современников. Поэтому по соседству со знаковыми проектами самого Аалто — Павильоном Финляндии на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года, Городской библиотекой в Выборге, туберкулезным санаторием в Паймио, знаменитой стеклянной вазой «Савой» — присутствуют работы его близких друзей и мастеров модернизма: американца Александра Колдера, француза Фернана Леже, венгра Ласло Мохой-Надя, испанца Пабло Пикассо, немца Жана Арпа.
Произведения искусства перечисленных авторов на выставку предоставили музеи Финляндии, куда в свое время они попали благодаря содействию компании Artek. К основанию в 1935 году знаменитой мебельной марки был причастен и Алвар Аалто. В собственной галерее Taidehalli в 1930–40-е годы Artek устраивала художественные выставки, открывая публике лучшие образцы международного модернизма. Подобное культуртрегерство не могло не оказать влияния на развитие финского искусства в целом.

Cанаторий «Паймио»
Paimio, Finland
1928-1933
© Alvar Aalto Foundation
Photo: Gustaf Welin / Alvar Aalto Museum

Павильон Финляндии на Всемирной выставке в Нью-Йорке
1939
© Esto Photographic
Photo: Ezra Stoller / Esto Photographics Inc.

Посуда серии «Bölgeblick»
1936
© Vitra Design Museum
Photo: Vitra Design Museum / Alexander von Vegesack, 2014 / Andreas Sütterlin

Pendant Lamp A 331, ”Beehive”
1953
© Vitra Design Museum, 2014
Photo: Vitra Design Museum / Andreas Jung

Alexander Calder
«Abstract Play»
1945
Mairea Foundation
Photo: Finnish National Gallery / Kirsi Halkola

Alexander Calder
Mobile
1930s
Finnish National Gallery / Ateneum Art Museum
Photo: Finnish National Gallery / Hannu Aaltonen

Fernand Léger
«Untitled»
1937
Finnish National Gallery / Ateneum Art Museum
Photo: Finnish National Gallery / Hannu Aaltonen