В Музее Гуггенхайма в Бильбао открылась масштабная выставка «Шагал. Годы прорыва, 1911–1919», собравшая более восьмидесяти произведений авангардиста из Третьяковки, Русского музея, Центра Помпиду, нью-йоркского MoMA и других мировых музеев.
В 1911 году 24-летний Шагал после пары ученических лет в Петербурге у Льва Бакста впервые едет в Париж, чтобы продолжить обучение. Именно это время, год знакомства с французскими модернистами, — стартовая точка экспозиции, рассказывающей о становлении того шагаловского стиля, который легко узнаваем сегодня: с легкими касаниями, вероятно, всех зародившихся тогда революционных направлений в живописи, от кубизма и абстракции до сюрреализма, но неизменно сохраняемой собственной линией. За два года пребывания во Франции он успел пожить в легендарном «Улье», сблизиться с авангардом художественно-литературной тусовки, поучаствовать в Осеннем салоне, а затем провести выставку в Берлине, написать около сотни работ, многие из которых сегодня стали гордостью европейских музеев.
Этот плодотворный во всех смыслах период в экспозиции заканчивается 1919 годом, который можно считать своего рода новой главой в шагаловской биографии — тогда художник открыл в Витебске Народное художественное училище, «кузницу русского авангарда». Кстати, этому этапу его жизни посвящена выставка в Центре Помпиду, которая идет там до 16 июля, так что есть повод из Бильбао переехать в Париж.