С 10 по 18 сентября в парижском Grand Palais по всем канонам французского l’art de vivre (с дизайном дворца Натали Криньер, мишленовскими поварами и прочими роскошествами) пройдет Биеннале антикваров в своем старом привычном формате. Со следующего сезона смотр станет ежегодной ярмаркой с новым названием и обновленной концепцией — какими, узнаем в следующем году.
В этом сезоне глобальное новшество одно — биеннале вновь приросло живописью за счет слияния с парижской ярмаркой старых мастеров Paris Tableau, около пяти лет назад созданной группой обиженных тем же оргкомитетом биеннале французских антикваров.
ARTANDHOUSES выбрал десять интересных произведений, которые будут представлены на стендах прощальной биеннале.
1. Питер Брейгель Младший. «Свадебная процессия», 1627. De Jonckheere
Семейство Брейгелей — мировые любимцы не только музеев, но и коллекционеров, галеристов и аукционистов. Действительно, любая работа, вышедшая из мастерских благородного средневекового семейства, даже несмотря на многочисленные повторы сюжетов и мизансцен, которыми особенно славен Брейгель Младший, — драгоценное украшение для любой стены. А бельгийско-швейцарская De Jonckheere — один из главных поставщиков полотен плодовитого семейства на все ведущие ярмарки антиквариата, будь то BRAFA в Брюсселе или TEFAF в Маастрихте.
2. Ле Корбюзье. «Угроза», 1938. Landau Fine Art
Объединение с Paris Tableau уже приносит биеннале плоды в виде возвращения крупнейших галерей, работающих на вторичном рынке, например Landau Fine Art из Монреаля, которая привезет подборку работ Василия Кандинского, Модильяни, Пикассо и других модернистов. Одной из центральных работ стенда станет полотно «Угроза» Ле Корбюзье впечатляющего размера — 162×130 см.
3. Жоан Миро. «Женщины V», 1969. Galerie Mayoral
В первый раз участвующая в биеннале барселонская галерея Mayoral устроит целую мини-выставку работ своего великого соотечественника Жоана Миро. В безупречном провенансе работ можно не сомневаться — это старейшая испанская галерея, работавшая со всеми классиками своей страны, от Пабло Пикассо до Антони Тапиеса.
4. Шарлотта Перриан. Тумба «Форма», 1958. Galerie Downtown
По уровню известности Шарлотта Перриан, возможно, даже обогнала своего учителя Ле Корбюзье, некогда весьма презрительно принявшего ее в подмастерья. Но уже очень скоро она сама превратилась в востребованного дизайнера, чьи работы 1930–50-х годов сегодня занимают почетные места в мировых музеях. Тумба на стенде Galerie Downtown — как раз из таких.
5. Табакерки из золота и жемчуга, Париж, около 1730. Au Vieux Paris
Одна из ведущих французских антикварных галерей, занимающихся декоративно-прикладным искусством, Au Vieux Paris традиционно выставит тысячу драгоценных мелочей. Это и ювелирные табакерки с инкрустацией, и скульптурные столовые приборы из серебра, и письменные принадлежности для кабинетов джентльменов, и много чего еще.
6. Лежащий Силен, Рим, I век до н.э. Galerie Chenel
Эту галерею с набережной Вольтера напротив Лувра можно встретить на многих ярмарках мира, где она представляет археологические объекты в основном романского искусства. На биеннале в числе хайлайтс своей экспозиции галеристы называют это изображение сатира Силена, воспитателя и кормильца бога виноделия Диониса. Это кабинетная скульптура из мрамора размером 70×45 см.
7. Никола де Сталь. «Прозрачная композиция». Applicat-Prazan
Француза русского происхождения Никола де Сталя, как и многих других русских художников-эмигрантов, показывает галерея Applicat-Prazan, в обойме которой также масса важных послевоенных европейских художников — от Жана Дюбюффе до Пьера Сулажа. Абстрактная композиция де Сталя происходит из частной парижской коллекции.
8. Марсель Дюшан. «Бой за Аустерлиц», 1936. Damien Boquet Art
В год столетия дадаизма, авангардного направлении в искусстве и культуре, зародившегося в Швейцарии и захватившего Европу, творения одного из его основателей Марселя Дюшана как нельзя актуальны. Эта модель была сделана как ready-made объект с использованием фотографии друга художника, также дадаиста и сюрреалиста Ман Рэя.
Макс Эрнст. «Молодежь и твист», 1964. Galerie Boulakia
Еще один адепт дадаизма и сюрреализма — немецко-французский художник и скульптор Макс Эрнст будет представлен абстрактной картиной «Молодежь и твист» своего позднего периода, когда увенчанный лаврами славы художник переехал в Прованс, где работал уже скорее для души.
Колье с рубинами и изумрудами, около 1960. Bulgari
Биеннале антикваров когда-то стала одной первых ярмарок искусства, подруживших антиквариат с драгоценностями. И вот уже несколько лет свои стенды, наряду с ювелирными галереями винтажа, здесь представляют ювелиры со всего света. Итальянский дом Bulgari — один из них. В числе прочего они представят это каскадное ожерелье 1960 года из желтого и белого золота, платины, с каплевидными изумрудами в обрамлении ста сорока пяти бирманских рубинов-кабошонов.