В парижском Grand Palais 5 апреля откроется выставка «Художники и роботы», претендующая стать новым выставочным блокбастером. Здесь собираются рассказать историю о том, как роботы внедрялись в искусство, помогали художникам и порой заменяли их.

В 1956 году Николя Шеффер, французский художник-кинетист венгерского происхождения, создал первую в истории кибернетическую скульптуру «CYSP 1» — объект на колесах с электронной начинкой, который реагировал на изменения среды вокруг. Стоит ли говорить, что работающая модель имела эффект разорвавшейся бомбы и стала отправной точкой для новых экспериментов и арт-практик у многих художников, особенно работавших в области кинетического искусства, оп-арта и тех, кто делал первые шаги, сотрудничая с учеными из разных областей. И, понятно, с развитием робототехники, этот интерес только рос, давая не только техническую основу для создания произведений, но и позволяя ставить перед искусством новые концептуальные вопросы и задачи об искусственном интеллекте и его социальном воздействии. Эта работа Шеффера появится и на нынешней выставке и будет ее отправной точкой.

Выставку в Париже вообще можно считать во всех смыслах самой динамичной в области искусства — экспозиция станет крупнейшим в истории показом произведений искусства, не стоящих на месте. Здесь все будет двигаться, рисовать, вступать в дискуссии со зрителем, снимать его на видео, воспроизводить музыкой шаги… А больше сотни таких работ, собранных в сорока музеях и частных коллекциях, представят таких художников, как Жан Тэнгли и Нам Джун Пайк, Янис Ксенакис и Петер Коглер, Орлан и Такаси Мураками.

Nicolas Schöffer
«CYSP 1»
1956 
Courtesy Franck James Marlot – Collection Eleonore Schöffer
© Adagp, Paris 2018 / photo Jacques L’Hoir, 2001

Nam June Paik
«Olympe de Gouges»
1989
Musée d’art moderne de la ville de Paris, don de l’artiste en 1989 
© Nam June Paik Estate / photo Eric Emo
Musée d’Art Moderne de la ville de Paris / Roger-Viollet

Patrick Tresset
«Human Study #2.d La Grande Vanité au corbeau et au renard»
2004-2017
© Patrick Tresse

Raquel Kogan
«Re exão #2»
2005
© Raquel Kogan / photo Nicolas Gaudelet

Arcangelo Sassolino
«Untitled»
2006-2016
© Courtesy Arcangelo Sassolino, Galleria Continua et Galerie Rolando Anselmi
photo Fausto Caliari & Federico Perezzani

So Kanno & Takahiro Yamaguchi
«Senseless Drawing Bot»
2011
© So Kanno + Takahiro Yamaguchi / photo Yohei Yamakami

Stelarc
«Re-Wired Re-Mixed : Event for Dismembered Body»
2016
© Stelarc / photo Steven Aaron Hughes

Takashi Murakami
«Sans titre»
2016
© 2016 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Courtesy Perrotin

Miguel Chevalier
«Extra-Natural»
2018
Productions Courtesy Lélia Mordoch, Paris / Miami
© Miguel Chevalier / Adagp, Paris 2018 / photo Nicolas Gaudelet

Peter Kogler
«Untitled»
2018
 © Peter Kogler