В парижском Grand Palais 5 апреля откроется выставка «Художники и роботы», претендующая стать новым выставочным блокбастером. Здесь собираются рассказать историю о том, как роботы внедрялись в искусство, помогали художникам и порой заменяли их.
В 1956 году Николя Шеффер, французский художник-кинетист венгерского происхождения, создал первую в истории кибернетическую скульптуру «CYSP 1» — объект на колесах с электронной начинкой, который реагировал на изменения среды вокруг. Стоит ли говорить, что работающая модель имела эффект разорвавшейся бомбы и стала отправной точкой для новых экспериментов и арт-практик у многих художников, особенно работавших в области кинетического искусства, оп-арта и тех, кто делал первые шаги, сотрудничая с учеными из разных областей. И, понятно, с развитием робототехники, этот интерес только рос, давая не только техническую основу для создания произведений, но и позволяя ставить перед искусством новые концептуальные вопросы и задачи об искусственном интеллекте и его социальном воздействии. Эта работа Шеффера появится и на нынешней выставке и будет ее отправной точкой.
Выставку в Париже вообще можно считать во всех смыслах самой динамичной в области искусства — экспозиция станет крупнейшим в истории показом произведений искусства, не стоящих на месте. Здесь все будет двигаться, рисовать, вступать в дискуссии со зрителем, снимать его на видео, воспроизводить музыкой шаги… А больше сотни таких работ, собранных в сорока музеях и частных коллекциях, представят таких художников, как Жан Тэнгли и Нам Джун Пайк, Янис Ксенакис и Петер Коглер, Орлан и Такаси Мураками.