Собственно, открывающаяся в музее фотографии FOAM в Амстердаме выставка так и называется: «Хельмут Ньютон. Ретроспектива».
Легендарный фотограф XX столетия, настоящее имя которого Хельмут Нойштедтер (1920–2004), уроженец берлинского пригорода Шёнеберг, сын отставного военного и наследницы галантерейной фабрики, впервые взял в руки фотокамеру в двенадцатилетнем возрасте. Он купил свою Agfa Tegnor Box, самостоятельно скопив деньги, а из восьми первых кадров у него четко вышел только последний, с берлинской радиовышкой.
В 1961 году Ньютон уже сотрудничает с французским журналом Vogue, где особенно преуспевает в жанре ню. И в самом деле, при упоминании Хельмута Ньютона, этакого вуайера от фотографии, воображение немедленно рисует образы длинноногих, непременно на высоких каблуках и, как правило, полураздетых моделей, от которых волнами расходится разнузданный эротизм и неукротимое обольщение.
Женщине, безусловно, отведена ключевая роль в творчестве Ньютона, что, по мнению многих, лишь отвлекает, не давая оценить весь сложный философский подтекст искусства фотографа. Феминистки же обвиняли Ньютона, что тот, напротив, изображал женщин униженными и деградировавшими, и даже записали в женоненавистники.
Две сотни работ фотографа, начиная с ранних журнальных снимков — результатов его долгого сотрудничества с модельерами Ивом Сен-Лораном и Карлом Лагерфельдом, завершая монументальными сериями, в том числе знаменитой парной фотографией «Naked and Dressed», на выставку предоставляет фонд Helmut Newton Foundation, базирующийся в Берлине. Также зритель увидит фильм «Helmut by June», сделанный женой Ньютона, Джун Браун, в 1995 году. В экспозицию войдет культовая черно-белая сьемка, созданная Ньютоном в 1990-е годы в Монте-Карло по заказу австрийского бренда Wolford, выступающего главным спонсором летней выставки в FOAM. А еще все, скорее всего, вспомнят ту фотографию с женщиной на кладбище, поправляющей чулок.