Вспоминаем российские выставки 2017 года, которые запомнились редакции ARTANDHOUSES.
«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968»
ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
В трудном деле продвижения русского современного искусства за рубежом этот проект сравним с прошлогодним даром парижскому Центру Помпиду и последовавшей выставкой работ наших художников, организованных Благотворительным фондом Потанина. Перед Москвой «Лицом к будущему» гостила в Карлсруэ и Брюсселе, а в столице заиграла новыми красками, обогатившись блоком дополнительных произведений — умно, точно и безупречно экспозиционно рассказывала общую послевоенную историю в искусстве Восточной и Западной Европы.
«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»
Музеи Московского Кремля
Сделать элегантную экспозицию и собрать редкости «с миру по нитке» — то, чем уже много лет славятся Музеи Кремля, устраивая выставки в своих крошечных нынешних пространствах. И «Людовик Святой» как раз из таких. Для нее Францию впервые покинули знаменитые витражи церкви Сент-Шапель, древние манускрипты, реликварий Тернового венца и многие другие уникальные объекты, дополненные в Кремле произведениями искусства и артефактами той эпохи из собственной коллекции, Эрмитажа и других великих музеев.
7-я Московская биеннале современного искусства
Новая Третьяковка
Смена руководства биеннале вызвала немало споров и кривотолков, но судят, как известно, по делам. А основной проект нынешнего смотра «Заоблачные леса» под кураторством Юко Хасегавы, возвратил нас во времена самой успешной из всех биеннале, проводимых в столице, — третьей по счету, проходившей в пространстве Бахметьевского гаража в 2009 году (ее курировал Жан-Юбер Мартен). Выставка Хасегавы о встрече двух миров — классиков и актуальных авторов современного искусства — показала впечатляющий блок произведений, объединила и поэтизировала международные выставочные тренды и аккуратно вписалась в контекст искусства XX века из коллекции Новой Третьяковки.
«Модернизм без манифеста»
Московский музей современного искусства
Двухчастный проект коллекционера Романа Бабичева «Модернизм без манифеста», развернутый в залах Московского музея современного искусства этой осенью, открыл для широкой публики личный «художественный архив», кропотливо собранный почти за четверть века, и большой пласт экспериментов живописцев, не вписавшихся в стройный хор массовой пропаганды и гонимых в СССР за формализм. Шевченко, Барто, Истомина, Фонвизин, Тышлер, Русаков, Лабас, Удальцова, Ермилова-Платова, Гринберг — имена лишь некоторых из них.
4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Екатеринбург
Екатеринбург претендует на роль культурной столицы и вполне заслуженно. В этом году здесь прошло как минимум два впечатляющих выставочных проекта — блокбастер «Ясновидцы грядущего», давший исчерпывающую картину русского авангарда на основе вещей из коллекций семи российских музеев, и уже привычный для многих биеннальный смотр. Из многих биеннале современного искусства, проведенных в этом году в России, 4-я Уральская (комиссар Алиса Прудникова, куратор основного проекта Жоан Рибас) предъявила публике наиболее высокой уровень проектов, их концептуальное единство (включая блистательно подготовленную программу арт-резиденций) и глубокое осмысление заявленной темы «Новая грамотность».
«Цай Гоцян. Октябрь»
ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
Китаец Гоцян выстроил во дворе Пушкинского огромную поэтичную инсталляцию из колясок и берез, другую, из колосьев и зеркал, разместил в главном выставочном зале музея, а попутно для экспозиции обстреливал порохом холсты на ВДНХ.
Масштабный выставочный проект, созданный специально для российского музея международной звездой современного искусства, редкость. А учитывая то, что в нынешней общественно-политической ситуации его заказал и экспонировал классический музей, выставка достойна отдельных дифирамбов.
«Эль Лисицкий. El Lissitzky»
Новая Третьяковка, Еврейский музей и центр толерантности, Москва
www.jewish-museum.ru, www.tretyakovgallery.ru
Большая ретроспектива, объединившая под вывеской «Эль Лисицкий» два столичных музея — Третьяковскую галерею и Еврейский музей и центр толерантности. В последний раз Третьяковка показывала работы Лазаря Лисицкого в 1990 году, но только из того, что было в ее собственных фондах. Теперь же к проекту привлекли Художественный музей Базеля, Художественную галерею Морицбург, музей Ван Аббе в Эйндховене, музей Стеделек в Амстердаме, парижский Центр Помпиду и Национальный музей искусств Азербайджана. И даже несмотря на то, что в экспозиции нет ценнейших предметов из частного архива этого мастера русского авангарда, дизайнера, архитектора, изобретателя проунов, переданного его сыном в Музей Шпренгеля в Ганновере, выставка получилась грандиозной.
«Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь»
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Из многочисленных выставок, посвященных 100-летию Октябрьской революции, эрмитажная открылась позже всех и оказалась, возможно, самой проникновенной. Постреволюционная история великого музея и его коллекций тут вновь окрасилась в кроваво-красный — это основной цвет масштабной экспозиции, которую волей-неволей пройдет каждый посетитель. Через лица царской семьи и музейных сотрудников здесь рассказывают тяжелую историю, знать которую, бесспорно, должен каждый.
«Хаим Сутин. Ретроспектива»
ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
Первая выставка, максимально полно представляющая творчество Хаима Сутина, открылась в Пушкинском музее в октябре. Парижский Музей Оранжери, один из ее организаторов, почти на три месяца расстался с двадцатью из двадцати двух произведений мастера парижской школы российского происхождения, украшавших его коллекцию. Кураторы показывают оригинальную живописную манеру Сутина в обрамлении полотен старых мастеров и в сравнении с работами представителей современного искусства, в том числе Марка Ротко и Фрэнсиса Бэкона.
«Дом с привидениями»
Фонд культуры «Екатерина», Москва
Третья выставка многочастного проекта «Удел человеческий» одного из лучших российских кураторов Виктора Мизиано получилась, вероятно, самой крупной (спасибо Фонду культуры «Екатерина», который предоставил пространство) и самой грустной. Она посвящена человеческой памяти и, так уж получилось, память эта хранит больше «скелетов в шкафу», чем цветов и романтики. Впрочем, «грусть» подобрана и экспонирована так, что на нее можно смотреть вечно.