Екатеринбург по всем приметам претендует на позицию культурной столицы. Совсем недавно здесь завершила свою работу лучшая — и, возможно, не только в стране — индустриальная биеннале современного искусства, Третьяковская галерея и Институт русского реалистического искусства успешно реализуют совместные проекты на площадке Ельцин-центра. И выставка «Ясновидцы грядущего. Русский авангард 1910–1920 – х годов», проходящая в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, также тянет на блокбастер.

Куратор выставки Ольга Горнунг собрала двести пятьдесят работ из музеев Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Нижнего Тагила, Перми, Уфы и Екатеринбурга — обладателя значительного собрания русского авангарда. В списке работ, занявших два этажа музея, произведения как ведущих мастеров, так и малоизвестных и даже совсем неизвестных «ясновидцев»: Ларионова и Гончаровой, Фалька и Синезубова, Лентулова и Кандинского, Паина и Штеренберга, Родченко и Клюна, Куприна и Клуциса.

Стоит отметить, что из-за плотного гастрольного графика иным вещам этого периода не так-то и просто «совпасть» в одном проекте. Некоторым работам удается принять участие в двух выставках одновременно. Так, «Супрематическая композиция» Казимира Малевича (в 1915 году она была на выставке «0,10» вместе с «Черным квадратом»), не дождавшись завершения екатеринбургского проекта, «умчалась» в Москву. Сейчас знаковая работа оказалась и в экспозиции «Казимир Малевич. Не только “Черный квадрат”», развернувшейся в павильоне «Рабочий и колхозница», и на фасаде творения Бориса Иофана — его украсил гигантский плакат с подсветкой.

Однако, несмотря на всё это, стоит отправиться в Екатеринбург, где в очередной раз предпринята попытка охватить целиком картину русского авангарда путем анализа десяти направлений его развития в контексте европейского искусства — неопримитивизма, лучизма, футуризма, кубофутуризма, живописной абстракции, экспрессионизма, супрематизма, конструктивизма, обжективизма. Футуристическая книга, как отдельное явление, представлена вещами из хранилища Государственного музея В. В. Маяковского, с 2013 года закрытого для посещений.

Алексей Явленский
«Натюрморт с пестрой скатертью»
1909
Омский областной музей изобразительных искусств

Наталия Гончарова
«Мирсконца»
Обложка книги А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова
1912
Государственный музей В. В. Маяковского

Петр Кончаловский
«Портрет В. В. Рождественского»
1912
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Казимир Малевич
«Молитва»
Иллюстрация к книге А. Е. Крученых «Взорваль»
1913
Государственный музей В. В. Маяковского

Казимир Малевич
«Супрематизм»
1915
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Надежда Удальцова
«Кухня»
1915
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Ольга Розанова
«Беспредметная композиция»
1916
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Вера Пестель  
«Натюрморт с красным»
1915-1916
Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Александр Куприн
«Натюрморт с курительной трубкой»
1917
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Роберт Фальк
«Девочка в кресле»
1919
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Владимир Бехтеев
«Бой быков»
1919
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Яков Паин
«Натюрморт с тыквой»
начало 1920-х
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Анна Самойловских
«Художницы Вхутемаса»
1928-1929
Пермская художественная галерея