ARTANDHOUSES выбрал самые интересные выставки зимы 2018–2019, ради которых москвичам следует отправиться в Санкт-Петербург и наоборот.

«Пьеро делла Франческа»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 7 декабря 2018 — 10 марта 2019

www.hermitagemuseum.org

Один из гениев кватроченто как магнит притягивает любителей искусства в места его «обитания»: даже в крохотный итальянский Монтерки съезжаются арт-паломники, чтобы взглянуть на его чудом уцелевшую фреску «Беременная Мадонна». В российских собраниях работ Пьеро делла Франческа нет, тем ценнее выставка, собранная из коллекций музеев Англии, Италии, Испании и Португалии.

Пьеро делла Франческа
Портрет мальчика (Гвидобальдо да Монтефельтро?)
ок. 1483
Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
© Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid, 2018


«Не верь глазам своим»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 8 декабря 2018 — 10 марта 2019

www.hermitagemuseum.org

Со Средних веков оптические и другие иллюзии занимали художников и развлекали их богатых заказчиков и покровителей. Конечно, в те времена не было материалов, с помощью которых можно было бы сделать что-то подобное гиперреалистичным современным объектам, но мастерам вполне удавалось создавать шокирующие публику вещи. И в собственной коллекции Эрмитажа таких, выполненных в самых разных техниках, немало. Живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и даже мебель XIV–XIX веков и собрали в новой экспозиции.

Иоганн Каспар Фюссли
«Trompe l’ œl / Обманка»
1750
Швейцария


«Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера»

ЦВЗ «Манеж», Москва, 20 декабря 2018 — 12 марта 2019

www.moscowmanege.ru

Кало и Ривера — одна из самых знаменитых и трагических арт-пар XX века. Об их непростой жизни и творчестве практически всё известно досконально и даже больше — написаны книги, сняты фильмы, обросшие мифами и художественными вымыслами. Оба — крупные фигуры в латиноамериканском искусстве, и по отдельности — их моновыставки уже много лет колесят по миру — смотрятся чувственно и монументально. Теперь же время посмотреть, как справились кураторы, вновь объединив семейство.

Фрида Кало
«Автопортрет с обезьянкой»
1945


«Стиль Фаберже. Превосходство вне времени»

Музей «Новый Иерусалим». Московская область, 15 декабря 2018 — 24 марта 2019

www.njerusalem.ru

Для того, чтобы открыть ювелирную выставку, не нужен никакой повод — всегда найдутся любители драгоценного блеска. А в случае с драгоценностями Фаберже — тем более. Основу очередной экспозиции составила коллекция Музея Фаберже в Баден-Бадене, принадлежащая российскому бизнесмену и коллекционеру Александру Иванову. Оттуда, например, приедут несколько пасхальных яиц, императорская тиара, предметы декоративно-прикладного искусства. В экспозиции поучаствуют вещи и из Эрмитажа и других музеев.

Тиара императрицы
Фаберже, Мастерская М. Перхина, Санкт-Петербург
около 1880 
Музей Фаберже, Баден-Баден


«Арт-эксперимент. Чудо света»

Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2 — 13 января 2019

www.garagemca.org

Эта одна из самых ожидаемых семейных выставок года собирает в «Гараже» представителей искусства и науки, архитектуры и театра. Традиционно интерактивная экспозиция в этом сезоне посвящена фотографии, изобретению которой в будущем году исполнится 180 лет. Родителей с детьми от 6 лет ждут увлекательные путешествия в камеру-обскуру, химическую лабораторию, дадаистскую студию и другие приключения.

Фото: Екатерина Пряничникова
© Музей современного искусства «Гараж», 2018


«Николай Мещерин. Выход из суеты»

Музей русского импрессионизма, Москва, 13 февраля — 15 мая 2019

www.rusimp.su

Частная площадка с упорством продолжает выискивать среди русских художников тех, кого можно было бы причислить к отряду местных импрессионистов. На очереди Николай Мещерин — художник-самоучка, решившийся оставить семейное дело ради кисти, мольберта и пленэра в деревне, где он организовал собственное «Абрамцево». Пейзажи самого Мещерина того периода, а также тех, кто гостил в его усадьбе (среди них были и Левитан, и Грабарь), и собирает на выставке музей.

Николай Мещерин
«Июньская ночь»
1911
Музей русского импрессионизма


«Погром»

Jart Gallery, Москва, 12 декабря — 11 февраля 2019

www.jart-gallery.ru

Успешно дебютировавшая на Cosmoscow в этом году молодая московская галерея представляет новый проект Сергея Шеховцова «Погром». Один из лучших наших скульпторов больше известен как Поролон — прозвище он получил за преданность материалу, из которого и сделано большинство его произведений. Выставки он делает нечасто, а потому каждая — событие. Нынешняя, куратором которой выступил Андрей Ерофеев, посвящена покушениям на искусство, актам вандализма, которые художник зафиксирует в инсталляции.

Фрагмент новой инсталляции Сергея Шеховцова «Погром»


«Пора разобраться!»

Институт русского реалистического искусства, Москва, февраль — июль 2019

www.rusrealart.ru

Новую выставку для музея готовит искусствовед, куратор, экс-директор российского Sotheby’s Михаил Каменский. Это будет своего рода выставка-посвящение его отцу, известному критику, исследователю и писателю Александру Абрамовичу Каменскому, автору многочисленных статей как о художниках русского авангарда, так и его современниках. В экспозицию войдут тексты и работы тех, кому он посвящал свои труды, — Марка Шагала, Сергея Конёнкова, Мартироса Сарьяна, Анны Голубкиной, Таира Салахова и многих других.

Андрей Гончаров
«Портрет Александра Каменского»


«Жак Липшиц. Ретроспектива»

Московский музей современного искусства, 27 ноября 2018 — 3 марта 2019

www.mmoma.ru

Пресытившись русским авангардом, наши музеи переходят на западный, и один из лучших примеров такой смены экспозиционных фокусов — ретроспектива яркого скульптора-модерниста Жака Липшица в ММОМА. Впрочем, хоть в его резюме и прописывается «франко-американец», не стоит забывать про его русские корни: в Париже Хаим-Яков оказался лишь в 17-летнем возрасте в 1909 году. Кроме того, это первый масштабный показ художника в России.

Жак Липшиц
«Прометей, удушающий орла»
1943
Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк


«Araki. Чудовищный рай»

Галерея RuArts, Москва, 8 декабря 2018 — 3 февраля 2019

www.ruarts.ru

Выставка прославленного японского фотографа Нобуёси Араки — первый в России проект недавно открывшегося представительства European Culture Centre, устраивающего отличные выставки в двух палаццо в Венеции во время биеннале. В Москву они привезли ранее не экспонировавшуюся серию мастера, прославившегося нервной фотоэротикой. В «Чудовищном раю», впрочем, секс если и проскальзывает, то только в сильно закамуфлированном виде — это серия натюрмортов с цветами и различными объектами в духе поп-арта и ванитас.

Нобуеси Араки
Из серии «Чудовищный Рай»
2017
RuArts gallery