Два музея объединяются для проведения ретроспективы Эль Лисицкого, в России столь масштабной — впервые. Но список компетенций Лазаря Марковича Лисицкого (1890–1941), уроженца местечка Починок Смоленской губернии, так обширен, что его творчества хватило бы и на большее количество одновременных экспозиций: график, дизайнер, архитектор, фотограф, теоретик искусства, изобретатель собственного варианта трехмерной супрематической композиции — проуна (проект утверждения нового).

Первые художественные уроки будущий мастер русского и европейского авангарда получил в Витебске в школе рисования Иегуды Пэна, знаменитого теперь уже тем, что у него учился Марк Шагал. Профессиональное образование Лисицкий продолжил в Германии, на архитектурном отделении Высшей технической школы в Дармштадте. В 1918 году в Киеве Лисицкий стал одним из основателей Культур-Лиги — авангардного объединения, направленного на создание нового еврейского искусства. Через год он вновь в Витебске среди преподавателей Народного художественного училища под руководством Шагала. Вместе с Малевичем Лисицкий оформляет праздники витебского Комитета по борьбе с безработицей и, разумеется, под его влиянием обращается к супрематизму. С 1920 года Лисицкий уже выступает под художественным псевдонимом Эль Лисицкий. Потом он вступит в голландскую группу De Stijl, спроектирует «горизонтальный небоскреб», здание типографии журнала «Огонек» на Самотеке в Москве, создаст агитационные плакаты, в том числе легендарный «Клином красным бей белых!», и, завершив работу над дизайном листовки «Давайте побольше танков!», умрет от туберкулеза в Москве в 1941 году.

Выставка состоит из двух частей. В Еврейском музее и центре толерантности представят раннего, «доавангардного» Лисицкого и работы, связанные с его деятельностью в Культур-Лиге, книжные иллюстрации, плакаты, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи, документальные фотографии. Новая Третьяковка «взяла на себя» проуны, в том числе живописные, архитектурные проекты, выставочный дизайн, фотографии. В Москву везут вещи из Художественного музея Базеля, Художественной галереи Морицбург, музея Ван Аббе в Эйндховене, музея Стеделек в Амстердаме, Центра Помпиду и Национального музея искусств Азербайджана имени Рустама Мустафаева.

Эль Лисицкий
«Конструктор» 
автопортрет
1924
Собрание Государственной Третьяковской галереи

Эль Лисицкий
«Проун 88»
около 1923

Эль Лисицкий
Флаговый штандарт советского павильона выставки «Пресса» в Кельне
Вид от Рейна
1928

Эль Лисицкий
Обложка каталога Первой выставки русского искусства в Берлине
Эскиз
1922

Эль Лисицкий
Обложка журнала «Вrооm» № 3
1922

Эль Лисицкий
«Проун 84»
1923–1924

Эль Лисицкий
«Проун 43»
около 1922

Эль Лисицкий
Небоскреб на площади у Никитских ворот. Общий вид сверху. Проун на тему проекта