Грандиозная многосоставная выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», открывшаяся в ГМИИ имени А. С. Пушкина, объединяет европейских и русских авторов в одно целое — поколение, преодолевающее последствия войны. В Москву она проделала путь через музеи Брюсселя и Карлсруэ, где с успехом прошла в 2016-м и начале нынешнего года.

Впрочем, идея самой выставки — показать, насколько близки были русские и европейские художники в указанный в заглавии период, — родилась в России. Как рассказал берлинский куратор Экхарт Гиллен, впервые обсуждать состав такой экспозиции вместе с русскими коллегами они начали около четырех лет назад: «Инициатором был Максим Кантор, а идею поддержали тогда Марина Лошак и Зельфира Трегулова, бывшая еще директором РОСИЗО. Кантор пригласил меня выступить куратором проекта и найти партнеров в Германии, которые могли бы его поддержать. Первым, о ком я подумал, был Петер Вайбель, фигура совершенно очевидная, директор крупного музея ZKM, деятельность которого как раз посвящена этой тематике — новой визуальности, нового реализма».

Но Петер Вайбель, художник и куратор, известен не только своими исследованиями в области новых технологий и видео-арта, но и как знаток искусства Центральной и Восточной Европы, поклонник русского авангарда, который, по его словам, и есть прародитель современности. Он уроженец Одессы, выросший в Австрии, один из ярких представителей венского акционизма. В 2011 году был куратором основного проекта 4-й Московской биеннале современного искусства, а в 2015-м открывал собственную ретроспективу в Московском музее современного искусства. Поэтому его азарт в переписывании истории европейского искусства вполне понятен.

Facing_the_futureArt_in_Europe15

«На выставке мы соединяем Европу и переписываем нашу общую историю искусства. Мы хотим показать, что, несмотря на напряженность в отношениях между ее восточной и западной частями после Второй мировой войны, художественные эксперименты по обе стороны “железного занавеса” были схожими», — говорит Вайбель.

Эти параллели в самых разных направлениях — от абстракции до концептуализма и кинетического искусства — и проводятся сегодня в залах Пушкинского музея. И вновь на фоне новых испытаний жизненных сил России и Европы.

В выставке участвуют около двухсот произведений искусства художников из восемнадцати стран. Здесь Георг Базелиц и Ханс Рихтер вполне органично соседствуют с Владимиром Татлиным и Элием Белютиным, Генри Мур — с Вадимом Сидуром, Люсьен Фрейд — с Владимиром Яковлевым, Евгений Михнов-Войтенко — с Арманом, а Франциско Инфанте-Арана — с немецкой группой «ZERO».

Facing_the_futureArt_in_Europe7

Франсуа Морелле
«Неон 0°–90°»
2016 (повтор работы 1965 года)
Собрание Франсуа Морелле (Франция)

Facing_the_futureArt_in_Europe

Фернан Леже
«Строители»
1951
ГМИИ им. А.С. Пушкина

Facing_the_futureArt_in_Europe2

Александр Дейнека
Эскиз мозаики «Мирные стройки»
1959–1960
Государственная Третьяковская галерея

Facing_the_futureArt_in_Europe4

Фернан Арман
«Сожженная скрипка»
1966
ГМИИ им. А.С. Пушкина

Facing_the_futureArt_in_Europe6

Ив Кляйн
«Синий глобус» (RP 7)
1988
© Yves Klein, ADAGP, Paris / RAO, Moscow, 2017

Facing_the_futureArt_in_Europe3

Михаил Рогинский
«Стена с розеткой»
1965
Государственная Третьяковская галерея

Facing_the_futureArt_in_Europe8

Хайнц Мак
Иллюстрация из журнала группы «Zero»
1961

Facing_the_futureArt_in_Europe9

Вячеслав Колейчук
«Мачта»
1966
Государственная Третьяковская галерея