Из Дворца правосудия в Париже через сводчатый переход можно попасть в Святую капеллу, Сент-Шапель, — жемчужину готической архитектуры. Она была построена королем Франции Людовиком IX (Святым) в 1242–1248 гг. как монументальный реликварий для величайших святынь христианского мира, и прежде всего Тернового Венца Спасителя.
Состоящая из двух церквей, расположенных одна над другой, увенчанная стрельчатыми башенками капелла напоминает драгоценную шкатулку. Заполненный потоками окрашенного света верхний храм представляет собой ансамбль из витражных окон высотой 15 м.
Открывающаяся в Одностолпной палате Патриаршего дворца выставка в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции будет сосредоточена на трех важнейших темах: личности Людовика Святого, реликвиях Страстей Христовых и Сент-Шапель, созданной королем Франции как достойное место хранения обретенных им святынь.
«Идея совместного проекта во многом исходила от наших французских коллег из Центра национальных памятников, — уточняет куратор выставки, доктор исторических наук Ольга Дмитриева. — Они были вдохновлены собственным опытом. В 2014 году масштабной выставкой в Консьержери Франция отметила 800-летие со дня рождения Людовика IX. Акцент тогда делался на фигуре одного из самых известных и любимых королей Франции, которого наша публика знает гораздо меньше. Поэтому в Москве было решено концепцию парижского проекта буквально не повторять».
Зрителя ждет захватывающий рассказ, касающийся любопытных страниц мировой истории, одна из которых посвящена судьбе реликвий.
Терновый Венец Спасителя Людовик Святой приобрел в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей Христовых, что превратило французского монарха из династии Капетингов в «наихристианнейшего короля».
«Во время Четвертого крестового похода (1202–1204) войско крестоносцев захватило Константинополь — столицу христианского государства, получив в свое распоряжение не только город, но и Большой дворец, главную резиденцию византийских императоров, где в часовне много веков хранились реликвии: Терновый Венец, фрагмент Истинного Креста, камень Гроба Господня, копье сотника Лонгина, губка, на которой Иисусу подавали уксус с желчью. Крестоносцы вполне осознавали степень ценности обретенных святынь, — рассказывает куратор. — Однако новые власти Латинской империи, пребывая в плачевном состоянии, лишенные ресурсов, начинают продавать и закладывать реликвии, что само по себе шокирует. Латинский император Балдуин II отправляется во Францию на переговоры. Причем Венец к тому времени уже заложен венецианцам. Людовик, человек искренней веры, решает спасти святыни».
Разумеется, во Франции это событие вызвало огромный резонанс. Когда приобретенный за немалые деньги Венец прибыл из Венеции, король и его брат босыми вышли его встречать и на своих плечах несли реликварий. Построенная вскоре часовня Сент-Шапель становится центром формирования нового национального самосознания, король же Франции воспринимается как прямой наследник византийских императоров. На ланцетных витражных окнах капеллы последовательно разворачивается библейская линия, при этом вычленяется одна тема — генезис власти. Композиция, начавшись с истории библейских королей, завершается окном, посвященным самому Людовику.
Двенадцать витражей из Сент-Шапель, демонтированные в XIX веке и ныне хранящиеся в Центре национальных памятников, впервые покинут Францию, дабы занять центральное место на выставке в Музеях Московского Кремля.
«Витражи — материал хрупкий. Первые попытки их реставрировать или заменить предпринимались уже XIV веке, когда техника производства стекла была той же, что и в XIII веке, — продолжает рассказ Ольга Дмитриева. — Даже Великая французская революция не нанесла стеклу большого урона. Возбужденные народные массы больше покушались на скульптуры и сбивали со стен королевские лилии. Впоследствии, уже после реставрации монархии, в Сент-Шапель был устроен архив, и для установки шкафов световые проемы заложили кирпичом. Демонтированные стекла, попавшие на антикварный рынок, с течением времени оказались в музейных коллекциях».
Среди семидесяти пяти экспонатов будущей выставки — множество любопытнейших артефактов, которые прибудут из Лувра, Музея Средневековья (Клюни), Национальных архивов Франции, Национальной библиотеки. Но не все вещи транспортабельные. Хрупкими шедеврами поделился Государственный Эрмитаж. Речь идет о лиможских эмалях XIII века, алтарях и складнях из слоновой кости.
Время правления Людовика Святого было эпохой расцвета книжного дела. Куратор выставки обращает особое внимание на манускрипты и иллюминированные рукописи. Весьма любопытны документы, связанные с почитанием самого Людовика и процессом его канонизации, в том числе рукописи с описанием расследования о его святости, проведенного римской курией.
«На выставке будут и портреты самого Людовика. Очень редкая полихромная деревянная скульптура из местечка Пуасси, откуда он родом и где находится некрополь его шестерых детей, в том числе любимой дочери Изабеллы», — продолжает Ольга Дмитриева.
Но, пожалуй, самыми интригующими экспонатами выставки в Кремле станет реликварий Тернового Венца, созданный в 1806 году и ныне хранящийся в Соборе Парижской Богоматери, и корона-реликварий, по преданию подаренная Людовиком монастырю доминиканцев в Льеже. «За восьмью хрустальными пластинками там скрываются фрагменты реликвий — кусочек Святого Копья, Тернового Венца, кусочек Святого Истинного Креста. Они там хранятся, их оттуда никто не вынимал».