В Эрмитаже открылась выставка «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве», посвященная созданию оптических иллюзий и имитаций в разных художественных жанрах. В экспозиции 700 предметов — живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство из необъятных коллекций самого музея.
Хотя в любом произведении искусства изначально заложены такие свойства, как иллюзия и имитация, некоторые оптические «штучки» были созданы именно ради фокуса, шутки, чтобы удивить и рассмешить их владельца и его гостей.
В Древней Греции и Риме появились первые перспективные росписи и мозаики. В Помпеях фрески имитировали облицовку мраморными плитами, колонны, увитые виноградом, и даже окна и двери. Существует легенда о художнике Зевкисе, который так убедительно нарисовал виноград, что его пытались склевать настоящие птицы. Античные стили декорирования стен, известные как помпеянские, вдохновили художников Ренессанса.
Особенно же искусство создания тромплёй (фр. trompe-l’oeil — обман зрения) расцвело в XVIII веке. На выставке можно увидеть натюрморты-обманки Иоганна Каспара Фюссли, Григория Теплова, Иоганна-Фридриха Гроота и других. В натюрмортах изображали насекомых, «ползающих» по холсту, шторы, закрывающие часть картины, «охотничьи трофеи» с дичью. Прием обманки часто применялся в письменных приборах, табакерках, веерах, предметах мебели.
Для розыгрышей также использовались фигуры (dummy-boards), написанные на деревянных досках или металлических листах. Они служили вывесками в лавках и тавернах, а также выставлялись на аллеях и в павильонах парков. Сервизные предметы принимали вид фруктов и овощей, ягод и листьев, чтобы кто-нибудь их гостей потянулся за искусственным угощением к радости всего общества.