Жан-Юбер Мартен — знаменитый французский куратор, известный страстью к эклектике, успевший поработать на крупнейшие музеи мира включая парижский Центр Помпиду. На многочисленных выставках в разных концах света он мастерски комбинирует на первый взгляд несовместимые вещи. Это может быть что угодно — от археологических находок, примитивного искусства Африки и Океании и древнегреческих амфор до современных инсталляций и видеоарта. Умело выстроенные экспозиции из такого исторического конфетти обычно трогают даже заядлых скептиков, прохладно взирающих на произведения искусства. Достаточно вспомнить очереди на основной проект Московской биеннале современного искусства, который делал Мартен, проходивший в 2009 году в старом «Гараже» (ныне — Еврейский музей и центр толерантности). Это была, пожалуй, самая зрелищная из всех проходивших биеннале в столице, буквально ломившаяся от первых имен в искусстве и масштабных произведений.
Этой же выставочной тактики куратор придерживается и сейчас, на новой масштабной выставке «Carambolage» в величественных залах парижского Grand Palais. Термин в названии взят из бильярда, и означает «двойной удар» или «рикошет». И в рамках этой говорящей концепции Мартен выстраивает свой удивительный мир из 185 произведений разных художников, созданных в течение последних 500 лет. Он выстраивает рифмы между далекими классиками и современниками, показывая источники вдохновения последних, а порой и совершенно случайные связи.
Например, любой наверняка заметит визуальную связь между декорированным черепом папуасского народа Асмат в Индонезии и изысканной французской табакеркой «Глаз» XVIII века с эмалью, с изображением символа любви — глаза, — заключенного в цветочный венок. Между барельефом на серебряном реликварии XVII века и «Головой-перчаткой» звезды современного искусства Аннет Мессаже. Или между знаменитыми разрезанными холстами Лучо Фонтаны и кирасой гренадера, пробитой пушечным ядром в Ваграмской битве.