В здании ММОМА на Петровке открылась выставка, которая готовилась давно. Коллекционер Роман Бабичев шел к этому событию четверть века. Именно столько лет выстраивался «художественный архив», включающий живопись, скульптуру, архитектурную и книжную графику ХХ века. Рост коллекции, выбор вещей для нее давали возможность по-новому осмыслить некоторые устоявшиеся положения истории отечественного искусства. В коллекции Бабичева присутствуют в основном художники послереволюционной России, не ставшие инструментом массовой пропаганды в соответствии с государственным курсом, но тихо продолжавшие собственные пластические эксперименты и, разумеется, поплатившиеся за свой «формализм».

Роман Бабичев плюс пять кураторов — Надежда Плунгян, Александра Селиванова, Валентин Дьяконов, Ольга Давыдова, Мария Силина — затеяли нешуточную дискуссию о проблеме модернизма в советском искусстве, начав с символистов и мастеров Союза русских художников, продолжив учениками Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Филонова, членами группы «Бубновый валет» и завершив оттепельной живописью.

Выставка объединяет четырнадцать тематических блоков. Однако впечатляющий объем коллекции Романа Бабичева (к выставке выходит пятитомный каталог-резоне) не позволил ограничиться одной экспозицией — 28 ноября проект получит продолжение.

В. В. Лебедев
«Девушка в зеленом платье» | «Портрет Ани Патерсон»
1957

Н. Ф. Лапшин
«Вид на Петропавловскую крепость»
1930-е

А. В. Шевченко
«Аджария»
1935

В. А. Гринберг
«Нева. Закат»
1937

А. А. Монин, «Портрет физкультурницы (портрет жены О. Н. Мониной), 1929
К. А. Вялов, «Баку», 1933

В. А. Гринберг
«Ленинградский пейзаж»
1935

А. В. Лентулов
«Красный платок», 1910 | «Портрет двух девушек»

Н. А. Удальцова
«Старый Норк»
1933

А. И. Русаков
«Завод»
около 1930

Г. И. Рублев
«Товарный поезд»

В. Н. Прошкин
«Приземлился»
1936

Е. Ф. Ермилова-Платова
«На станции»
1932