Путешествующий по стране проект «Окна в Россию», организованный совместными усилиями Государственной Третьяковской галереи, Института русского реалистического искусства и компании Ингосстрах, стартовав летом в Калининграде, побывав Нижнем Новгороде, сделал очередную остановку на Урале, в Екатеринбурге. «Окна» — тема, объединяющая живописные работы, представленные столичными и региональными музеями. Под увеличительным стеклом кураторы Надежда Степанова и Ольга Полянская рассматривают образ, волновавший художников на протяжении всей истории европейской живописи. Образ универсальный, символизирующий открытость, склоняющий к размышлениям о связи внутреннего и внешнего. На память, разумеется, приходят полотна эпохи раннего итальянского Возрождения и малых голландцев.
Составление экспозиции в каждом городе происходит по единому плану: работы из ГТГ и ИРРИ обрамляются произведениями из коллекций местных художественных музеев. Концепция и сценарий всякий раз новые. Например, в Екатеринбурге за основу взят хронологический принцип.
Выставка открывается работой мастера Серебряного века, певца усадеб Петра Петровичева — «Малиновой гостиной» 1924 года из Нижнетагильского музея изящных искусств. Окно в изображении интерьера нередко присутствует как композиционный прием. Из сада льется яркий жизнерадостный свет. Солнечное утро присутствует и на полотне Анастасии Ухановой «Колхозница с коровой-рекордисткой» 1935 года из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, и в «Подмосковье» 1986 года Таира Салахова из ИРРИ.
Многие живописцы видели в окне подходящий фон для букета цветов на подоконнике, как, скажем, на работах из Третьяковки «Колокольчики» (1940) Сергея Герасимова, «Цветы. Пионы» (1938) Павла Кузнецова, «Розовый георгин» (1970) Бориса Шаманова и «Июльское утро» (1982) Евсея Моисеенко. То, как окно может создавать иное настроение, звучать тревогой и скорбью, взятой в раму, показывают такие вещи, как «Интерьер» (1976) Евсея Моисеенко, «Рубежи жизни Родины» (1969) Петра Оссовского из ИРРИ и «Тревога» (1926) Кузьмы Петрова-Водкина из Пермской государственной художественной галереи.
Тему «окно в неизвестность» поддерживают полотна блестящего художника Александра Лабаса «Городская площадь» (1926) из Перми и его же «Едут» (1928), предоставленная на выставку Ольгой Бескиной-Лабас.
После Екатеринбург проект отправляется далее — в Красноярск, Владивосток и Петербург.