Путешествующий по стране проект «Окна в Россию», организованный совместными усилиями Государственной Третьяковской галереи, Института русского реалистического искусства и компании Ингосстрах, стартовав летом в Калининграде, побывав Нижнем Новгороде, сделал очередную остановку на Урале, в Екатеринбурге. «Окна» — тема, объединяющая живописные работы, представленные столичными и региональными музеями. Под увеличительным стеклом кураторы Надежда Степанова и Ольга Полянская рассматривают образ, волновавший художников на протяжении всей истории европейской живописи. Образ универсальный, символизирующий открытость, склоняющий к размышлениям о связи внутреннего и внешнего. На память, разумеется, приходят полотна эпохи раннего итальянского Возрождения и малых голландцев.

Составление экспозиции в каждом городе происходит по единому плану: работы из ГТГ и ИРРИ обрамляются произведениями из коллекций местных художественных музеев. Концепция и сценарий всякий раз новые. Например, в Екатеринбурге за основу взят хронологический принцип.

Выставка открывается работой мастера Серебряного века, певца усадеб Петра Петровичева — «Малиновой гостиной» 1924 года из Нижнетагильского музея изящных искусств. Окно в изображении интерьера нередко присутствует как композиционный прием. Из сада льется яркий жизнерадостный свет. Солнечное утро присутствует и на полотне Анастасии Ухановой «Колхозница с коровой-рекордисткой» 1935 года из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, и в «Подмосковье» 1986 года Таира Салахова из ИРРИ.

Таир Салахов
«Подмосковье»
1986
Институт русского реалистического искусства

Многие живописцы видели в окне подходящий фон для букета цветов на подоконнике, как, скажем, на работах из Третьяковки «Колокольчики» (1940) Сергея Герасимова, «Цветы. Пионы» (1938) Павла Кузнецова, «Розовый георгин» (1970) Бориса Шаманова и «Июльское утро» (1982) Евсея Моисеенко. То, как окно может создавать иное настроение, звучать тревогой и скорбью, взятой в раму, показывают такие вещи, как «Интерьер» (1976) Евсея Моисеенко, «Рубежи жизни Родины» (1969) Петра Оссовского из ИРРИ и «Тревога» (1926) Кузьмы Петрова-Водкина из Пермской государственной художественной галереи.

Сергей Герасимов
«Колокольчики»
1940
Государственная Третьяковская галерея

Тему «окно в неизвестность» поддерживают полотна блестящего художника Александра Лабаса «Городская площадь» (1926) из Перми и его же «Едут» (1928), предоставленная на выставку Ольгой Бескиной-Лабас.

После Екатеринбург проект отправляется далее — в Красноярск, Владивосток и Петербург.

Анастасия Уханова
«Колхозница с коровой-рекордисткой»
1935
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Анастасия Уханова
«Пастеризация молока в советском союзе»
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Кузьма Петров-Водкин
«Тревога»
1926
Пермская государственная художественная галерея

Кузьма Петров-Водкин
«Девушка с книгой»
1938
Екатеринбургский музей изящных искусств

Александр Лабас
«Едут»
1928
Частное собрание

Александр Лабас
«Городская площадь»
1926
Пермская государственная художественная галерея

Борис Кустодиев
«Пролетарии всех стран соединяйтесь»
1923
Институт русского реалистического искусства

Евсей Моисеенко
«Без названия. Интерьер»
1976
Институт русского реалистического искусства