Выставки наступившего года в России практически ничем не уступают западным, поэтому ARTANDHOUSES уже сейчас составил список тех, которые с уверенностью можно внести в свой календарь.

«Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и лондонская школа»

ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, 4 марта — 20 мая

www.pushkinmuseum.art

Под скромным термином «лондонская школа» скрывается группа самых отчаянных британских живописцев ХХ века. Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Франк Ауэрбах, Майкл Эндрюс, Леон Коссоф развивали фигуративное направление в живописи в то время, когда в тренде был абстракционизм. Однако по степени радикализма картины лондонцев могли поспорить с любым самым смелым стилем модернизма — никто до них так жестко и откровенно не говорил о человеке на языке живописи. На выставке покажут 80 ключевых произведений из собрания лондонской Tate Modern.

Люсьен Фрейд
«Девушка с котенком»
1947
The Lucian Freud Archive/TATE


«Илья Репин»

Третьяковская галерея, Москва, 14 марта — 18 августа

www.tretyakovgallery.ru

Третьяковская галерея уже показала ряд суперуспешных выставок столпов русского реализма — от Серова до Куинджи. Нет сомнений, что выставка Ильи Репина встанет в этот ряд арт-блокбастеров. В экспозиции соберут 180 живописных и 130 графических произведений, созданных с начала 1870-х до конца 1920-х годов. Кроме хрестоматийных полотен, обещают достать работы из запасников и малоизвестные вещи. Из Русского музея в Третьяковку привезут опус магнум Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…». В октябре выставка Репина откроется и в Русском музее. Нынешняя ретроспектива — это возможность увидеть искусство классика критического реализма свежим взглядом: многие темы, которые затрагивал Репин, актуальны и сегодня.

И. Е. Репин
«Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве»
1886
Государственная Третьяковская галерея


«Комар и Меламид»

Московский музей современного искусства, 19 марта — 2 июня

www.mmoma.ru

Виталий Комар и Александр Меламид — художники, которые придумали соц-арт, одно из самых остроумных и политически радикальных направлений в советском неофициальном искусстве. Соц-арт появился в 1972 году и изначально казался пародией на социалистический реализм. В конце 1970-х дуэт эмигрировал из СССР сначала в Израиль, а затем в США, где художники продолжали совместную работу до 2003 года. Кураторы Андрей Ерофеев и Иосиф Бакштейн соберут на ретроспективе работы «золотого периода» мэтров: живопись, объекты, инсталляции и документации перформансов.

Виталий Комар и Александр Меламид
«Лестница в небо»
диптих
1985–1986
Собрание Шалвы Бреуса, Москва


«Эдвард Мунк. Танец жизни»

Третьяковская галерея, Москва, 15 апреля — 14 июля

www.tretyakovgallery.ru

В апреле в Москву привезут культовый «Крик» Эдварда Мунка и еще 70 картин и 30 графических работ, фотографии и вещи из Музея Мунка в Осло, а также из ГМИИ им. А. С. Пушкина. Норвежский экспрессионист стал знаковой фигурой в ХХ веке благодаря тому, что одним из первых начал писать реальных людей, которые, по его словам, «дышат и чувствуют, любят и страдают». Правда, мы любим Мунка за то, что он пошел чуть дальше, и его персонажи любят и страдают буквально на разрыв. На мировоззрение художника большое влияние оказали романы Достоевского: один из разделов выставки будет посвящен русскому писателю.

Эдвард Мунк
«Две женщины на берегу»
1898


«Жауме Пленса»

Московский музей современного искусства, 11 июня — 22 сентября

www.mmoma.ru

Каталонский скульптор известен благодаря своим огромным скульптурам из букв, которые установлены в парках по всему миру. Так что на них можно не только смотреть, их можно даже читать. На выставку в МОМА привезут двадцать скульптур, которые по размеру входят в музейные залы. Выставка организована Музеем современного искусства Барселоны, где и проходит всю зиму.

Foto: Miquel Coll


«Щукин. Биография коллекции» и «Коллекция Морозова»

ГМИИ им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Москва — Санкт-Петербург,  лето — осень

www.pushkinmuseum.art

Летом Пушкинский музей и Эрмитаж проведут грандиозную рокировку и обменяются коллекциями, чтобы показать воссоединенные легендарные собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова, в свое время поделенные между Москвой и Ленинградом. В Пушкинском откроется выставка «Щукин. Биография коллекции», которая займет 11 залов в главном здании музея. Из Эрмитажа в Москву привезут 65 произведений, среди которых будет и «Танец» Анри Матисса. В Эрмитаже в это время откроется выставка собрания Ивана Морозова, куда ГМИИ отправит свою часть коллекции импрессионистов и модернистов. После этого музеи еще раз обменяются выставками.

Поль Гоген
«Сбор плодов»
1899
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина


«Константин Сомов»

Русский музей, Санкт-Петербург, июнь — август

www.rusmuseum.ru

В Инженерном замке Русского музея откроется выставка, посвященная 150-летию Константина Сомова. Поклонник «галантного века», автор куртуазных сцен, член «Мира искусства» был одним из самых неординарных художников Серебряного века. В экспозиции будут представлены более 100 живописных и графических работ — портреты, жанровые композиции, пейзажи из российских музеев, в том числе собраний Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. 

К. А. Сомов
«Фигуры в парке»
1919


«Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100»

Музей современного искусства «Гараж», Москва, 28 июня — 1 декабря

www.garagemca.org

Большая выставка, посвященная экологии, откроется летом в музее «Гараж». В проекте примут участие 50 художников со всего мира, которые исследуют проблемы экологии и проповедуют принципы осознанного потребления. В рамках выставки покажут инсталляции китайского художника Хуан Юнпина и дуэта из Пуэрто-Рико Дженнифер Аллоры и Гильермо Кальсадильи.

Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья
«На обсуждении»
Одноканальное видео со звуком. 6 мин 14 сек.
2005
© Allora & Calzadilla


«Музей живописной культуры. К 100-летию первого музея современного искусства»

Третьяковская галерея, Москва, oсень

www.tretyakovgallery.ru

Первый музей современного искусства в молодой Советской Республике был основан в 1919 году. В разные годы им руководили Василий Кандинский, Александр Родченко, Петр Вильямс. Музей проводил закупки работ современных художников, среди которых были лучшие представители русского авангарда. Предполагалось создать сеть таких музеев в разных советских городах. Впрочем, в 1923 году коллекцию расформировали, а собранные произведения были переданы в Третьяковскую галерею. Некоторые работы попали в региональные музеи, где многие из них были впоследствии утеряны, либо хранились в ненадлежащих условиях. О том, как выглядел тот самый первый музей, даст представление выставка в Третьяковке.

Н. А. Удальцова
«Бутылка и рюмка»
1915
Государственная Третьяковская галерея


«Гейнсборо»

ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, 25 ноября 2019 — 9 февраля 2020

www.pushkinmuseum.art

В ноябре в Пушкинском музее откроется выставка Томаса Гейнсборо, прославленного английского живописца XVIII века. Его произведения привезут из Национальной галереи Лондона, Королевской академии художеств, а также Дома-музея художника в Садбери. Гейнсборо стал знаменит благодаря своим портретам и совершенно поразительному жемчужному колориту. Среди моделей художника были как аристократки, в том числе английская королева, так и куртизанки. Хотя сам он всю жизнь мечтал писать пейзажи, он стал первым английским живописцем, соединившим пейзажный и портретный жанр, чтобы передавать состояние души модели через особенности пейзажа.

Томас Гейнсборо
«Мистер и миссис Эндрюс» 
1750
Национальная галерея, Лондон