В московском «Манеже» открылась выставка «Viva La Vida. Фрида Кало и Диего Ривера», посвященная истории любви двух художников. В экспозиции — более 90 произведений на двоих: живопись, рисунки, литографии, а также фотографии и вещи. 

Душераздирающая история отношений Фриды и Диего знакома даже тем, кто не интересуется искусством, она была увековечена в фильмах и книгах, которые стали бестселлерами. Нынешняя выставка в «Манеже» — попытка проследить любовную линию в искусстве двух выдающихся авторов.

Сегодня Фрида намного известнее, чем ее супруг Диего Ривера, но при жизни всё было с точностью наоборот. Коммунист Ривера являлся просто глыбой мексиканской монументальной живописи, а Фрида была всего лишь неизвестной молодой художницей. Их встреча, когда она принесла показать свои работы мэтру, стала роковой. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — писала Фрида в своем дневнике.

В ее работах тема душевной боли из-за отношений с Риверой, который не раз давал повод для ревности, не менее важна, чем физическая боль. Фрида часто рисовала себя в паре с Диего либо изображала его в виде кружка-бинди на своем лбу в автопортретах. На выставке можно увидеть знаменитое полотно «Сломанная колонна», где художница изображает страдания, которые ей приходилось терпеть ежедневно. А в картине «Больница Генри Форда» она показывает то, что пришлось пережить во время аборта. 

Диего же включал изображения Фриды в свои настенные росписи, делая ее одним из своих пассионарных персонажей. В Москве собрали панораму живописи художника — от увлечения постимпрессионизмом до реализма. Впервые здесь показывают четырехметровое полотно «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, которую в 1955 году Ривера передал в дар СССР. Кроме того, можно будет увидеть его «русские рисунки», сделанные во время второго визита в Советский Союз в 1956 году. 

Документальная сторона отношений художников также представлена в экспозиции. На выставке есть фотографии из семейного архива, снятые отцом Фриды, фотографом Гильермо Кало. Повседневная жизнь Фриды была запечатлена в снимках Жизель Фройд, которая в течение двух лет снимала художницу, а также в фотографиях Николаса Мюрея, являвшегося одним из ее возлюбленных.

Фрида Кало и Диего Ривера в день своей свадьбы 21 августа 1929 года
Фотограф Виктор Рейес

Фрида Кало на растяжке
1940
Фотограф Николас Мюррей

Диего Ривера на террасе в Синем доме
1950
Неизвестный фотограф

Диего Ривера
«Автопортрет в шляпе»
1907
Музей Долрес Ольмедо

Диего Ривера
«Телеграфный столб»
19162
Музей Долрес Ольмедо

Диего Ривера
«Семья»
1934
Музей Долрес Ольмедо

Диего Ривера
«Обнаженная теуана / Купание в реке»
1946
Музей Долрес Ольмедо

Диего Ривера
«Женщина, убирающая снег»
1955
Музей Долрес Ольмедо

Диего Ривера
«Гамак»
1956
Музей Долрес Ольмедо

Фрида Кало
«Авария»
1926
Коллекция Хуана Рафаэля Коронеля Риверы

Фрида Кало
«Автобус»
1929
Музей Долрес Ольмедо

Фрида Кало
«Моя кормилица и я»
1937
Музей Долрес Ольмедо

Фрида Кало
«Сломанная колонна»
1944
Музей Долрес Ольмедо

Фрида Кало
«Автопортрет с обезьянкой»
1945
Музей Долрес Ольмедо

Фрида Кало
«Натюрморт / Я принадлежу Самуэлю Фастлихту»
1951
Галерея «Арвиль»

© Манеж

© Манеж

© Манеж

© Манеж

© Манеж

© Манеж

© Манеж

© Манеж