Среди сотен выставок, которые откроются в Москве и Санкт-Петербурге этой зимой, ARTANDHOUSES выбрал десять самых интересных, от классики до современности.

«Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI–XVIII веков»

Музеи Московского Кремля, Москва, 8 декабря — 25 февраля 2018

www.kreml.ru

Достаточно скромные выставочные залы Музеев Кремля — части Успенской звонницы и Патриаршего дворца — не позволяют делать огромные проекты с живописью и скульптурой. Но позволяют собирать настоящие блокбастеры с мелкой пластикой и декоративно-прикладным искусством. Как раз к последним относится и новая экспозиция, шедевры для которой предоставили две ведущие португальские институции — Музей церкви Святого Роха в Лиссабоне и Национальный дворец Синтры, лондонские Британский музей и Музей Виктории и Альберта и многие другие. Она расскажет о периоде наивысшего расцвета португальского двора, оказывавшего в указанные в заглавии времена влияние практически на всю Европу.

Небесный глобус
Германия, Аугсбург, 1575 год
Кристофер Шисслер
Национальный дворец Синтры, Португалия


«Дом с привидениями»

Фонд культуры «Екатерина», Москва, 1 декабря — 28 января 2018

www.ekaterina-fondation.ru

Это третья выставка огромного междисциплинарного проекта «Удел человеческий», придуманного одним из лучших российских кураторов Виктором Мизиано. Весь проект, попросту говоря, посвящен человеку, его жизни и деятельности в современном мире и социуме и, по большому счету, гуманистической миссии на планете. Первая выставка прошла в 2015 году и рассказывала о природе, вторая была посвящена любви, а нынешняя — вопросам памяти. В экспозицию вошли работы шестнадцати художников из разных стран, среди которых Мирослав Балка, Уильям Кентридж, Клаудио Пармиджани.

Роберт Кушмировский
«Traumgutstrasse»
2014


«Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, до 25 февраля 2018

 www.arts-museum.ru

Выставка в Пушкинском, приуроченная к музыкальному фестивалю «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», иллюстрирует идеи известного советского искусствоведа Нины Дмитриевой, когда-то выдвинувшей гипотезу сходства идей и развития французских импрессионистов и русских передвижников. Явные, а подчас тонкие рифмы живописных полотен Моне, Ренуара, Мане, Репина, Сурикова, Левитана и других художников здесь собрали из коллекций самого музея, Третьяковки, Русского музея и других российских собраний.

Константин Коровин

«Париж»
1912

Государственная Третьяковская галерея



«Джакомо Кваренги. Архитектор и рисовальщик»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 9 декабря — 4 февраля 2018

www.hermitagemuseum.org

Одного из главных представителей русского палладианства чествует Эрмитаж — в 2017 году исполнилось 200 лет со дня смерти архитектора и художника итальянского происхождения, оставившего заметный след в убранстве Петербурга. Он строил дворцы и павильоны в Петергофе и Царском Селе, Эрмитажный театр, Академию наук и Смольный институт. Кроме того, он был известен как прекрасный рисовальщик — в юношеские годы он обучался живописи в Риме у Антона Рафаэля Менгса. Эту его фантастической красоты графику и покажет музей.

Джакомо Кваренги
«Фасад Смольного института»
ок. 1806


«Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме»

Русский музей, Санкт-Петербург, 20 декабря — 2 апреля 2018

www.rusmuseum.ru

Грядущему в 2018 году 175-летию со дня рождения Генриха Семирадского посвящена его ретроспектива в Русском музее. Художника называют одним из последних академистов русской живописи XIX века — он сформировался под влиянием Карла Брюллова и его учеников, но в большей степени под впечатлением от живописи Ренессанса и барокко в Италии, где он провел большую часть жизни. В истории русского искусства Семирадский известен как автор монументальных исторических и религиозных полотен, не сохранившихся фресок во взорванном большевиками храме Христа Спасителя. В Русском музее находится самая крупная коллекция его произведений, которая и ляжет в основу экспозиции.

Г. И. Семирадский
«Христос у Марфы и Марии»
1886


«Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 6 февраля — 19 апреля 2018

 www.arts-museum.ru

Как следует из названия, эта историческая выставка посвящена одному из изобретателей фотографии. Тальбот, британский физик и химик, приступил к экспериментам по печати изображения на бумаге в начале 1830-х годов, а в 1835-м создал, как считается, первый в истории негатив. На его первой в России масштабной выставке представят более полутора сотен отпечатков, сделанных за тридцать лет поисков, а также листы из альбома «Pencil of Nature», первой книги с фотоиллюстрациями.

1. Приветствие (cлева — химик Джон Фредерик Годдард (1795-1866), справа — фотограф, помощник Тальбота — Николас Хеннеман (1813-1898). 8 апреля 1842
2. Дуб зимой. Аббатство Лакок, графство Уилтшир, Англия. 
1842-1843
3. Бюст Патрокла, профиль. Лист XVII из альбома «Карандаш природы». 9 августа 1843

Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания


«Игорь Шелковский. Город дорог»

Новая Третьяковка, Москва, 15 декабря — 25 марта 2018

 www.tretyakovgallery.ru

Выставка одного из ярких представителей нонконформизма будет выстроена в виде тотальной инсталляции, своеобразных городских джунглей, созданных художником по мотивам своих собственных объектов. Эта его излюбленная архитектурная тема была одной из центральных на памятной ретроспективе в Мультимедиа Арт Музее в 2013–2014 годах.

И. С. Шелковский 
«Объект №8. 2017»
Собственность автора


«Ставки на гласность. Аукцион Sotheby’s в Москве, 1988»

Музей современного искусства «Гараж», Москва, c 23 января 2018

 www.garagemca.org

Можно считать, что в следующем году российское современное искусство будет отмечать 30-летний юбилей: 7 июля 1988 года в Москве прошел первый и единственный на сегодня крупный западный аукцион «Русский авангард и современное советское искусство», устроенный домом Sotheby’s. Это эпохальное событие, практически сломавшее железный занавес, впервые показало миру наших живых художников, а многим и открыло двери на арт-рынок. На этой архивно-документальной выставке «Гараж» собрал артефакты того времени — афиши, каталог, фотохронику и, конечно, работы многих наших нынешних звезд, продававшихся на тех торгах, — Гриши Брускина, Ильи Кабакова, Ирины Наховой и других.

Гриша Брускин рядом со своими работами на предаукционной выставке Sotheby’s
«Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва
Июль 1988
Фото: © Сергей Борисов


«На краю цвета»

Институт русского реалистического искусства, Москва, 22 декабря – 22 апреля 2018

www.rusrealart.ru

Новая выставка в Институте русского реалистического искусства Алексея Ананьева рассказывает некогда локальную историю, вышедшую далеко за пределы места своего рождения — Владимира. «На краю цвета» посвящена так называемой владимирской школе живописи, зарождавшейся в 1950-х и достигшей широкой известности в 1970-х. Школе, главными фигурами которой считаются такие мастера, как Ким Бритов, Николай Курников, Владимир Юкин, Валерий Кокурин и другие — художники, в застойные годы привнесшие цвет в распространенный тогда жанр пейзажа.

Владимир Севостьянов
«Праздник ожидания»
2005
Институт русского реалистического искусства


«За кулисами»

Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, 17 января — 15 апреля 2018

www.lumiere.ru

Одри Хепберн, Джон Леннон, Мэрил Стрип, Мик Джаггер, Антонио Бандерас и еще сотни звезд кино и музыки оказывались в объективе канадца Дугласа Киркланда. Но все они были позже, а сначала ученик Ирвина Пенна прославился своей съемкой Мэрилин Монро для журнала LOOK 1961 года. Далее последовал не менее знаменитый сегодня фоторепортаж из нескольких недель жизни Коко Шанель, а затем съемочные площадки менялись со скоростью света. На первую в России выставку 83-летнего фотографа приедут несколько десятков его снимков, включая те самые серии с Мэрилин и Шанель.

Дуглас Киркланд
Одри Хепберн
Париж, 1965
© Дуглас Киркланд/Photo Op