В брюссельском Tour & Taxis открылась BRAFA, первая в новом году ярмарка искусства. Старейший в мире художественный смотр проходит с 1956 года и не сбавляет оборотов – лишь неспешно-буржуазно прирастает новыми галереями и концептами.

Внешне в новом сезоне ярмарка мало чем отличается от прошлых: те же элегантно декорированные флористами пространства, почти те же галереи из шестнадцати стран мира, соперничающие дизайном экспозиций, та же банкетная сервировка у стендов на превью для коллекционеров, те же закуски с фуа-гра и реки шампанского. Поменялись лишь специальный гость и выставочные приоритеты ряда участников – год от года BRAFA получает все больше инъекций современности.

Почетного статуса специального гостя на ярмарке сегодня удостоился легендарный Христо, американец болгарского происхождения, известный своими концептуальными упаковками зданий и других объектов. На этом посту он сменил другого классика – Хулио Ле Парка, чьи инсталляции из осколков стекла и пластика магически вибрировали и сверкали то тут, то там в прошлом сезоне. Христо так же был «разбросан» по всей территории ярмарки, правда, в основном, на стендах дилеров – его рисунки и макеты, ассамбляжи и небольшие скульптуры предлагали как минимум дюжина галерей, от крупнейшей в Бельгии Guy Pieters Gallery, посвятившей художнику отдельный зал, до Meessen de Clercq, выставлявшей его графику. Сам Христо воспроизвел в Tour & Taxis свою известную инсталляцию «Три витрины» 1965–1966 годов – имитацию занавешенных полотном и интригующих зрителя витрин универмага.

Участием таких мэтров организаторы ярмарки, вероятно, поддерживают устремления антикваров, много лет, а то и десятилетий, торгующих искусством прошлых веков, оживить свои роскошные, но архаично-музейные стенды дерзкими произведениями представителей нашего времени. А разрядить «пыльную» атмосферу сегодня стремится едва ли не каждый второй: даже фантастические стенды галерей, работающих как «кабинеты редкостей» и наполненные диковинами со всего света, размещают картины и графику современных авторов. Так, британская Finch & Co среди скелетов, забавных анатомических кукол из фарфора XVII века и сотен других этнографических мелочей разместила рисунки Христо и Генри Мура, а Porfirius Kunstkammer разбавила собрание древнеегипетских фигурок и алебастрового декора мумий (кстати, с ценами, начинающимися от €1000) – современной фотографией и небольшими абстракциями бельгийских художников.

Нужно отметить, что движение к современности в Бельгии встречное – местные коллекционеры и декораторы, обожающие эклектику, тоже без нее не могут обойтись. И, наверное, поэтому в числе галеристов — новичков этого сезона Gladstone Gallery из Брюсселя. Конечно, новички они только здесь, а в мире contemporary art давно занимают лидирующие позиции. И на своем стенде они представили самое актуальное искусство – тут и Аллора и Кальсадилья с большими раскрашенными принтами, и цветастые «горы» Уго Рондиноне (€130140 тыс.), и знаменитая зеркальная полусфера Аниша Капура с ценой в €2 000 000.

Аниш Капур, «Зеркало», 2015 | Уго Рондиноне, «The Merciful», 2017
Gladstone Gallery

Ценники с миллионной отметкой вообще стали отличительной чертой нынешней BRAFA. Если несколько лет назад средние цены здесь составляли €100–200 тыс., то сегодня многие пытаются удивить редкими работами, которые раньше приберегали для мартовской Tefaf.

Например, деревянная фигура монаха школы Дзёдо-синсю из Японии рубежа XVIXVII веков в галерее Phoenix Ancient Art тянет на миллион. Картина сюрреалиста Роберто Матты, чью выставку ждут в Эрмитаже в этом году, Die Galerie оценила в €2,5 млнSamuel Vanhoegaerden Gallery предлагает внушительный рисунок Сая Твомбли за €1,4 млнПрекрасных Шагалов привезли Galerie Boulakia (парящие над Парижем влюбленные за €3,8 млни Galerie Fleury (цирковой сюжет за 2,8 млн). А самыми дорогими работами ярмарки стали картина Рене Магритта «Оракул» (Boon Gallery оценила ее в €4,2 млн) и огромное (155×199 см) полотно Рубенса, написанное в сотрудничестве с Паулем де Восом и Яном Вильденсом «Диана и нимфы, охотящиеся на оленей», за которое в Klaas Muller просят €6 000 000. Провенанс картины идет от итальянского посланника в Брюсселе, по заказу которого великий фламандец и его мастерская выполнили две работы. Одна считается утраченной, а выставленную сегодня недавно обнаружили и отреставрировали. Руку Рубенса в фигурах богини и нимф уже признал эксперт Арно Балис.

Питер Пауль Рубенс, Пауль де Вос, Ян Вильденс
«Диана и нимфы, охотящиеся на оленей»
1635-1640
Klaas Muller

Впрочем, BRAFA традиционно поддерживает и свою мультикультурность и доступность — то, чем она привлекает начинающих коллекционеров и декораторов разных стран, способных найти здесь интересные вещи по доступным ценам.

Galerie AB предлагает крупную гуашь «Женщины и дети» Осипа Цадкина 1920 года за €45 тыс., а ассамбляжи Сезара, чья ретроспектива сейчас идет в Центре Помпиду, – по €8000–9000. Тот же Samuel Vanhoegaerden Gallery выставил огромный лист Кита Харинга, которому в этом году исполнилось бы шестьдесят лет, за €75 тыс. Maruani Mercier продает уникальную мебель «Toiletpaper», созданную Маурицио Каттеланом и Пьерпаоло Феррари с принтами из их одноименного хулиганского журнала, нанесенными на отреставрированную мебель XIX века (€30–50 тыс.). Модернистский пейзаж Мориса Утрилло Galerie Philippe David оценила в €135 тыс., а за магнетический портрет вельможи XVI века кисти голландца Франса Поурбуса Mullany просят €125 тыс. И это – лишь крохотная часть того, что есть на ярмарке, которая будет работать для всех желающих с 27 января по 4 февраля.

Роберто Матта
«Противник»
1945
Die Galerie

Франс Поурбус
«Портрет вельможи»
1579
Mullany

Марк Шагал
«Жених и невеста в небе Парижа»
1980–1981
Galerie Boulakia

Рене Магритт
«Оракул»
1931
Boon Gallery

Фигура монаха школы Дзёдо-синсю 
XVIXVII
Япония
Phoenix Ancient Art


ФОТОРЕПОРТАЖ:

VIP- открытие ярмарки BRAFA-2018 в Брюсселе