В Брюсселе в 64-й раз открылась для публики ярмарка искусства BRAFA. Позади три дня превью для коллекционеров, после которых остались россыпи победных красных точек, ностальгический паблик-ток с почетными гостями и ветеранами современного искусства Гилбертом и Джорджем (их работы буквально гроздьями висят по всей ярмарке). Теперь же, до 3 февраля, огромную «шкатулку» BRAFA с тысячами драгоценных во всех смыслах вещей стоимостью от €550 до €3 млн могут открывать все желающие.
В этом сезоне одна из старейших арт-ярмарок мира, вероятно, как никогда близко впустила в себя современность. Да, в ней не первый год участвуют галереи, занимающиеся исключительно современным искусством, — от местного тяжеловеса рынка из Кнокке-Хейста Guy Pieters Gallery до участвующей второй год подряд международной Gladstone Gallery. Да, антверпенский гений продаж искусства и дорогого антикварного декора Аксель Вервордт и вовсе несколько десятилетий прививает вкус к эклектике не только местной и мировой публике, но и маршанам-конкурентам. Но то количество современных произведений, что выставили на ярмарке сегодня, можно считать настоящей экспансией. Едва ли не каждый второй антиквар посчитал нужным создать «коллаборацию» с ныне живущими авторами своих обычных, уже почивших героев, будь то иконописцы, импрессионисты или модернисты. Часть из них, конечно, просто подхватили хайп вокруг почетных гостей, как это сделала, например, женевская Galerie Schifferli, выставившая рядом с художниками начала прошлого века многосоставного черно-белого «Сумасшедшего» Гилберта и Джорджа (огромную музейного уровня работу, участвовавшую в их ретроспективе в Музее современного искусства города Парижа в 1997–1998 годах, предлагали за €585 тыс.). Но большинство, очевидно, просто поддерживает многолетний тренд на эклектику — вполне симпатичный, актуальный и сегодня, но всё-таки требующий элегантной дозированности.
В то же время другая половина, оставшаяся на стороне «чистого» искусства в рамках своих специализаций, ничуть не уступала коллегам в современности — со своими антиками, старыми мастерами и трайбал-артом она догоняла их отменным дизайном экспозиций. И если бы за это давали специальный приз, то его с наибольшей вероятностью увезла бы галерея Didier Claes, выставляющая колониальное искусство стран Африки, одно из невероятно популярных здесь направлений. Резные гребни из Конго XIX — начала XX века стоимостью от €6000 до €13 тыс. на ее стенде, будто лошадки на игрушечном ипподроме, «скакали» по белым пазам декоративной стены.
Высокое искусство представления старины в современной интерпретации показали многие галереи. Брюссельская Harmakhis, например, выстроила мини-колоннаду с египетскими и римскими древностями и альковы для особо ценных предметов — одним из таких здесь стала отличной сохранности 19-сантиметровая римская голова Юпитера II века н. э. за €495 тыс.
Не уступали им и соратники по античности из Phoenix Ancient Art с филиалами в Женеве и Нью-Йорке — их стенд с белоснежными мраморными скульптурами, выставленными в цилиндрах из сеток с замысловатой подсветкой, походит на недавно открывшийся Музей римской цивилизации в Ниме.
Парижская Galerie Florence de Voldère сделала целую мультимедийную инсталляцию, посвященную старым нидерландцам: на стенах-панелях можно было в деталях рассмотреть продаваемые галерей полотна Питера Брейгеля Младшего и других местных авторов. Особенную актуальность такому представлению добавлял факт перемещения брейгелемании из Вены в Брюссель — именно бельгийская столица объявила 2019-й годом Брейгеля Старшего и художников его круга.
Есть, конечно, лаконичные стенды и у галерей с послевоенным искусством. Так, без излишеств презентует свой главный «трофей» антверпенская Gallery Sofie Van de Velde — жутковатый корсет Фриды Кало с нарисованным на нем серпом, молотом и неродившимся младенцем. Уникальную вещь, долго выставлявшуюся на правах аренды в лондонском Музее Виктории и Альберта, сопровождает крупный постер с примеряющим корсет автором. За раритет просят €2 млн.
В остальном же BRAFA остается верна себе — и с политикой приглашения галерей, и со строгим отборочным комитетом, подтверждающим подлинность выставленных предметов, и с чутким отношением к династиям коллекционеров (в этом сезоне их привлекли и к участию в выставке на территории ярмарки) и их пристрастиям. Олицетворением последних, безусловно, можно считать ежегодных главных героев смотра — европейских и бельгийских модернистов. Их здесь хорошо знают и понимают, с ними выросло нынешнее поколение коллекционеров. Поэтому и выставляют, и прицениваются тут прежде всего к ним. Точнее, к небольшого формата работам — живописи, рисункам или этюдам, которые радуют и видом, и звонкими именами, и ценой.
Так, вторая после Магритта гордость бельгийцев — Поль Дельво выставлен в дюжине разных галерей. Его небольшая графика и эскизные работы продаются по €20–40 тыс., а крупные вещи, как выполненная в смешанной технике «La bougie» в галерее президента ярмарки Харольда т’Кинта де Роденбеке Harold t’Kint Gallery, — за €175 тыс. Есть, конечно, и музейный Дельво в лондонской галерее Stern Pissarro — картина «Балкон», за которую просят €2,95 млн. Такой же порядок цен и на графику еще одного бельгийского гения — Джеймса Энсора, а за не столь раскрученного, но волнительного Леона Спиллиарта просят в два раза меньше.
Из таких же, как Спиллиарт, художников Парижской школы, можно выделить, вероятно, выходца из Польши Моисея Кислинга. Сосед Модильяни по Монпарнасу известен в основном почти фигуративными портретами, но, в отличие от своих партнеров по искусству, пока не смог постичь и сотой доли их славы. Впрочем, несмотря на это, существуют и подделки «под Кислинга» — вспомнить хоть громкое дело с выставкой в Генуе в 2017 году. На ярмарке же можно найти фантастической красоты кислинговские «Васильки», выставленные в парижской галерее Pierre Segoura пока всего за €60 тыс.
С Парижской школой прежде всего связано и русское присутствие на ярмарке, усиленное в этом году московской галереей «Эритаж» советским дизайном. Галерея Helene Bailly, например, продает почти пуантилистский натюрморт Явленского (€620 тыс.), Galerie des Modernes — большую акварель Осипа Цадкина (€55 тыс.), Univers du Bronze — отлитую в бронзе модель скульптуры «Дух предпринимательства», выполненную Жаком Липшицем в 1951 году для парка Филадельфии (€70 тыс.). Ну а за современную русскость здесь отвечают настоящие коллекционеры из России, не первый год приезжающие в январе в Брюссель в поисках новых сокровищ.