В парижском Центре Помпиду открылась ретроспектива Сезара, французского классика современного искусства, приуроченная к 20-летию со дня его смерти в 1998 году. Он последний из «новых реалистов», чьей крупной выставки еще не устраивали в одном из главных французских музеев.

Сезар Бальдаччини, взявший впоследствии псевдоним Сезар, родился в 1921 году в Марселе в семье итальянских иммигрантов. Там же учился в школе изящных искусств, а затем, во время Второй мировой войны и после, с бесконечными перерывами на «поиски себя», в известной парижской École Nationale Supérieure des Beaux-Arts. Во время учебы во французской столице он и познакомился со многими уже ставшими классиками модернистами, включая Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Их влияние особенно заметно в силуэтах его ранних работ — фигурах людей и животных, сколоченных из досок или сваренных из кусков арматуры и проволоки. Тем не менее самобытность грубых форм была замечена, и уже первая его персональная выставка в 1954 году принесла молодому скульптору успех.

Инсталляция «Pouce» на фоне Центра Помпиду © SBJ / Adagp, Paris 2017 / Courtesy Luxem- bourg & Dayan, Photo © Daniel Gonzalez  © Studio Piano & Rogers, Photo © Centre Pompidou / Georges Meguerditchian
Сезар в мастерской, 1967 Photo © Michel Delluc

В начале 1960-х художник придумал и собственное ноу-хау: начал делать свои знаменитые сегодня на весь мир «компрессии», названные «одним из самых радикальных шагов в скульптуре XX века». Сезар прессовал старые автомобили, придавая им «правильные геометрические формы» — параллелепипедов и т. п. Правда, в отличие от своего соратника по машинно-скульптурной тематике из США Джона Чемберлена, в своих творениях обращавшегося к постиндустриальной Америке и обществу потребления, француз поэтизировал эстетику отходов и включал в работы постмодернистский контекст. Эксперименты на этом поприще закончились со смертью скульптора, но он успел заразить своими приемами не одно поколение художников в Европе и Америке.

Именно «компрессии» разных лет и легли в основу ретроспективы Сезара в Центре Помпиду, дополненные его ранней скульптурой (включая прототип статуэтки для главной французской кинопремии «Сезар», названной в его честь), живописными работами и большим архивом фотографий.

Сезар, 1960-е Photo © Giancarlo Botti
Сезар за работой в мастерской во Франции, 1967 Photo © Georges Kelaidites Fonds J.B. Gillot / adoc-photos

César
«Esturgeon»
1954 
MNAM / Centre Pompidou, Paris
© SBJ / Adagp, Paris 2017
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI Georges Meguerditchian / Dist. RMN-GP

César
«Chauve-souris» 
1954
MNAM / Centre Pompidou, Paris
© SBJ / Adagp, Paris 2017
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI
Photographic documentation service of the MNAM / Dist. RMN-GP

César, «L’Homme qui marche», 1954 Private collection © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © All rights reserved
César, «Torse», 1954  The Museum of Modern Art, New York Blanchette Hooker Rockefeller Fund, 1960 Photo © 2017, Digital image, The Museum of Modern Art, New York / Scala, Florence

César, «Aile», 1955  Private collection © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © All rights reserved
César, «La Grande Duchesse», 1955  Private collection © SBJ / Adagp, Paris 2017 Courtesy Fondation César Photo © André Morin

César
«Le diable»
1956
MNAM / Centre Pompidou, Paris
© SBJ / Adagp, Paris 2017
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI
Photographic documentation service of the MNAM / Dist. RMN-GP

César, «Ginette», 1958 Private collection © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © All rights reserved
César, «Hommage à Nicolas de Staël», 1958 Private collection, Brussels © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © François Poivret

César
«Bas-relief»
1961
 MNAM / Centre Pompidou, Paris
© SBJ / Adagp, Paris 2017

Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI Philippe Migeat / Dist. RMN-GP

César, «Viens ici que j’t’esquiche», 1961 Private collection © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI Philippe Migeat / Dist. RMN-GP
César, «Yellow Buick», 1961 The Museum of Modern Art, New York Photo © 2017,  The Museum of Modern Art, New York / Scala, Florence 

César
Compression  «Ricard»
1962
MNAM / Centre Pompidou, Paris
© SBJ / Adagp, Paris 2017
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI Adam Rzepka / Dist. RMN-GP

César, «Pouce»,  1965 Tate, London. Presented by the artist, 1966 © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © Tate, London 2017
César, «Pouce», 1965 [mac] musée d’art contemporain, Marseille © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © All rights reserved

César
«Expansion bouilloire» 
1967
Collection Marcel Lefranc
© SBJ / Adagp, Paris 2017
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI Philippe Migeat / Dist. RMN-GP

César
«Expansion contrôlée» 
1967
[mac] musée d’art contemporain, Marseille © SBJ / Adagp, Paris 2017
Photo © [mac] Musée d’art contemporain Ville de Marseille / Dist. RMN-Grand Palais Jean-Christophe Lett

César
«Sein» 
1967
Musée d’art de Toulon
Photo © Lothaire Hucki
© villa Noailles, 2016

César
«Expansion n°1» 
1969
Private collection, Courtesy Galerie Georges-Philippe & Nathalie Vallois, Paris
© SBJ / Adagp, Paris 2017
Photo © André Morin

César
«Expansion n°14» 
1970
MNAM / Centre Pompidou, Paris
© SBJ / Adagp, Paris 2017
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI Georges Meguerditchian / Dist. RMN-GP

César
«Dauphine 1959» 
1970
Collection du Musée d’Art Moderne et d’Art Contemporain de Nice
Photo © Ville de Nice / Muriel Anssens

César
«Enveloppage» 
1971
Private collection, Courtesy César Foundation, Brussels
© SBJ / Adagp, Paris 2017
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI Philippe Migeat / Dist. RMN-GP

César, «Cagettes», 1976 Collection Alain & Candice Fraiberger © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © François Poivret
César, «Le Centaure», 1983 Long-term loan by the Fonds National d’Art Contempo- rain / Centre National des Arts Plastiques, Puteaux, to the Musée Picasso, Antibes, since 1985. © SBJ / Adagp, Paris 2017 / Cnap Photo © François Fernandez

César, «Championne Argentine n° 2», 1985 Private collection © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI Philippe Migeat / Dist. RMN-GP
César, «Coque Vallelunga n° 1», 1986 MNAM / Centre Pompidou, Paris © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCIPhilippe Migeat / Dist. RMN-GP

César, «Fanny Fanny», 1990 Private collection, Courtesy César Foundation, Brussels © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © All rights reserved
César,»Blu Francia 490″, 1998 Private collection © SBJ / Adagp, Paris 2017 Photo © ASP Alex Soto Photo