Эту выставку знаменитого бельгийского сюрреалиста в парижском Центре Помпиду уже назвали эпохальной — она самая представительная из всех прошедших в мире за последние двадцать лет. Здесь собрали более сотни наиболее известных его произведений — картин, рисунков и документов — из крупнейших музеев и частных коллекций. Конечно, есть и одна из самых узнаваемых его работ с курительной трубкой «Вероломство образов» — именно такое название получила и сама ретроспектива, наполненная различными уже хорошо знакомыми образами Рене Магритта в живописи.

Магритт родился в 1898 году в крошечном бельгийском Лессине, рисовать начал в шестнадцать лет, а в восемнадцать поступил в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе, где подружился со многими бельгийскими авангардистами, включая художника Пьера Луи Флуке, увлекшего юношу футуристическими экспериментами. Но решающую роль в становлении художественной философии Магритта сыграл отец-основатель метафизической живописи итальянский художник Джорджо де Кирико, работавший с трансформацией и замещением образов. От него в рисунках и картинах Магритта и появились эмблематичные для всего последующего творчества предметы — трубки, котелки, яблоки и другие будто живущие собственной жизнью объекты.

«The Treachery of Images»
1929
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / Banque d’Images, Adagp, Paris, 2016

В ранний период художник много работал как иллюстратор и плакатист, и это время также будет широко представлено в Помпиду, как и первая важная его работа, с которой, по мнению историков, начался период узнаваемого сегодня мастера — «Заблудившийся жокей» 1925 года. Это так называемая картина-обманка с нарисованным занавесом, создающим эффект иллюзорности изображения, и всадником, гарцующим среди колонн-деревьев.

В Париже выставили и знаменитые картины «Вуаль», «Воспоминания святого», «Философская лампа», «Декалькомания», «Вечная очевидность» и многие другие.

René Magritte, Décalcomanie, 1966, © Photothèque R. Magritte / B

«Decalcomania»
1966
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / Banque d’Images, Adagp, Paris, 2016

magritte_les-mvmoires

«The Memoirs of a Saint»
1960
© Adagp, Paris 2016

«Philosopher’s Lamp»
1936
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / BI, Adagp, Paris, 2016

Auteur(s) : René Magritte Titre : La durée poignardée Date : 1938 Domaine : Peinture Technique : Huile sur toile Dimensions : 147 x 99 cm Localisation : Chicago, The Art Institute Mention obligatoire : © Photothèque R. Magritte / Banque d'Images, Adagp, Paris, 2016

«Time Transfixed»
1938
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / BI, Adagp, Paris, 2016

magritte_le-double

«The Secret Double»
1927
© Coll. Centre Pompidou, Musée national d’art moderne / Photo : Georges Meguerditchian © ADAGP, Paris 2016

magritte_le-modkle2_2

«The Anger of Gods»
1960
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / BI, Adagp, Paris, 2016

«The Red Model»
1935
© Coll. Centre Pompidou, Musée national d’art moderne / Photo : Adam Rzepka © ADAGP, Paris 2016

René Magritte, Les vacances de Hegel, 1958, © Photothèque R. Magritte / Banque d'Images, Adagp, Paris, 2016

«Hegel’s Holiday»
1958
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / Banque d’Images, Adagp, Paris, 2016

«The Marches Of Summer»
1938
© Coll. Centre Pompidou, Musée national d’art moderne / Photo : Philippe Migeat © ADAGP, Paris 2016

René Magritte, Les promenades d'Euclide, 1955, © Photothèque R. Magritte / Banque d'Images, Adagp, Paris, 2016

«Where Euclide Walked»
1955
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / BI, Adagp, Paris, 2016

«The Blank Signature»
1965
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / Banque d’Images, Adagp, Paris, 2016

René Magritte, La tentative de l'impossible, 1928, © Photothèque R. Magritte / Banque d'Images, Adagp, Paris, 2016

«Attempting the Impossible»
1928
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / Banque d’Images, Adagp, Paris, 2016

Les merveilles de la nature, 1953, © Photothèque R. Magritte / Banque d'Images, Adagp, Paris, 2016

«The wonders of nature»
1953
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / BI, Adagp, Paris, 2016

René Magritte, Variante de la tristesse, 1957, © Photothèque R. Magritte / Banque d'Images, Adagp, Paris, 2016

«A variation of sadness»
1957
© Kerry Stokes Collection, Perth / Photo : Acorn, Photo, Perth © Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / BI, Adagp, Paris, 2016

2T_02362

«The Eternally Obvious»
1948
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / Banque d’Images, Adagp, Paris, 2016

René Magritte, L'ellipse, 1948, © Photothèque R. Magritte / Banque d'Images, Adagp, Paris, 2016

«The Ellipse»
1948
© Adagp, Paris 2016 © Photothèque R. Magritte / BI, Adagp, Paris, 2016