Эту выставку знаменитого бельгийского сюрреалиста в парижском Центре Помпиду уже назвали эпохальной — она самая представительная из всех прошедших в мире за последние двадцать лет. Здесь собрали более сотни наиболее известных его произведений — картин, рисунков и документов — из крупнейших музеев и частных коллекций. Конечно, есть и одна из самых узнаваемых его работ с курительной трубкой «Вероломство образов» — именно такое название получила и сама ретроспектива, наполненная различными уже хорошо знакомыми образами Рене Магритта в живописи.
Магритт родился в 1898 году в крошечном бельгийском Лессине, рисовать начал в шестнадцать лет, а в восемнадцать поступил в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе, где подружился со многими бельгийскими авангардистами, включая художника Пьера Луи Флуке, увлекшего юношу футуристическими экспериментами. Но решающую роль в становлении художественной философии Магритта сыграл отец-основатель метафизической живописи итальянский художник Джорджо де Кирико, работавший с трансформацией и замещением образов. От него в рисунках и картинах Магритта и появились эмблематичные для всего последующего творчества предметы — трубки, котелки, яблоки и другие будто живущие собственной жизнью объекты.
В ранний период художник много работал как иллюстратор и плакатист, и это время также будет широко представлено в Помпиду, как и первая важная его работа, с которой, по мнению историков, начался период узнаваемого сегодня мастера — «Заблудившийся жокей» 1925 года. Это так называемая картина-обманка с нарисованным занавесом, создающим эффект иллюзорности изображения, и всадником, гарцующим среди колонн-деревьев.
В Париже выставили и знаменитые картины «Вуаль», «Воспоминания святого», «Философская лампа», «Декалькомания», «Вечная очевидность» и многие другие.