BRAFA, старейший смотр искусств, пройдет в Бельгии в шестьдесят третий раз. Участие в нем примут сто тридцать четыре галереи из шестнадцати стран. Традиционно на стендах можно будет найти работы с русским провенансом.

Иконопись

Доктор Штефан Бренске, историк искусства, автор многочисленных трудов по иконописи руководит галереей, основанной в Мюнхене еще его отцом. В кругу интересов Бренске преимущественно иконы XVI–XIX веков русского и греческого письма. Галерея подготовила к январской BRAFA несколько шедевров иконной живописи, ранее широкой публике не показываемых. Образ Иоанна Крестителя XVII века (дерево, темпера, 31×26,5 см) происходит из частной коллекции Гамбурга и оценен в €5000. Среди икон, относящихся к XVI веку, стоит отметить икону пророческого чина иконостаса «Царь Давид» и «Введение во храм» итало-критской школы. Последнее произведение происходит из частной немецкой коллекции. К XVII веку относится в художественном смысле редкая икона «Владимирская Божья Матерь» московской школы, к XVIII веку — «Бог Отец», «Рождество Христово» сызранской школы относится к XIX веку. Такое самостоятельной явление, как палехская иконопись, представлено парой миниатюрных образов XIX века: «Тайная Вечеря» и «Царские Врата иконостаса».

«Иоанн Креститель» | «Владимирская Божья Матерь»
XVII век

«Бог Отец» | «Рождество Христово»
XVIII век


Ларец, северная кость, XVIII в.

Искусную работу холмогорских костерезов, ларец XVIII века, декорированный геометрическим орнаментом и сценками охоты, представляет галерея Gilgamesh и ее владелец Даниэль Леберрье, эксперт в области археологии при Апелляционном суде Парижа и большой любитель редкостей.


Столовая коробка с гербом принцессы Гессен-Дармштадтской, 1894

Антиквар Дарио Гио (Dario Ghio) из Монте-Карло, княжество Монако, предложит столовую серебряную коробку с гербом принцессы Гессен-Дармштадтской, будущей последней российской императрицы Александры Федоровны Романовой (€32 000). Размер коробки составляет 30×30,5 см. На крышке имеется посвящение: «Принцессе Алисе Гессенской, Высоконареченной невесте Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича» — и датировка: 1894 год. Эта вещь является подношением Аликс Гессенской к свадьбе от капитана Российской Императорской артиллерии К. Перского.


Серебряное ведерко для льда, 1843

Галерея Dario Ghio представляет еще один свадебный подарок. Серебряное ведерко для льда царь Николай I преподнес своей любимице Адини, младшей дочери, великой княгине Александре Николаевне (1825–1844), по случаю бракосочетания с принцем Фридрихом Вильгельмом Гессен-Кассельским. С одной стороны тулова сосуда (27×37 см, вес 3,85 кг) под императорской короной имеется монограмма А. Н., на обратной стороне — гравировка императорского орла, Санкт-Петербург, 1843 год, и клеймо ювелира Карла Йохана Тегельсена, служившему русскому двору в 1821–1852 годах. В комплект к ведерку прилагаются шесть тарелок из того же серебряного сервиза, созданных в том же году, однако подписанных другим ювелиром, Йоханом Фридрихом Фальком.


Каминные часы «Праздничная колесница юного Бахуса», XVIII в.

Вещь, приобретенная Павлом I для Михайловского замка в 1798–1799 годах, (галерея La Pendulerie, €85 000) выполнена известными мастерами. Автором часового корпуса является Пьер-Филипп Томир, сотрудничавший с Севрской королевской мануфактурой, циферблата — Робер Робен, часовщик при дворе короля Людовика XVI, известный исключительным вкладом в прогресс измерения времени. На корпусе красуется фигурка маленького Бахуса с виноградным венком и гроздью в руке. Колесница с херувимом, играющим на треугольнике, запряжена парой коз и украшена акантами и пантерой, тянущейся к винограду. Позади колесницу толкает путти со свирелью. Цоколь из зеленого гранита декорирован знаками зодиака.


Марк Шагал

Парижско-лондонская галерея Boulakia предложит масло позднего Марка Шагала. «Жених и невеста в небе Парижа», 1980–1981, снабжены сертификатом аутентичности, выданным Комитетом Марка Шагала. Работ плодовитого уроженца Витебска на BRAFA традиционно немало. Лондонская галерея Omer Tiroche привезет «Корзину с фруктами и влюбленными», масло и гуашь, 1979, галерея Stern Pissarrо — «Деревенский праздник», гуашь и карандаш, японская бумага, 1969, галерея Tamenaga«Наездницу», индийская тушь, техника гохуа на бумаге, нанесенной на деревянное панно, 1953.

«Жених и невеста в небе Парижа», 1980–1981 | «Корзина с фруктами и влюбленными», 1979

«Деревенский праздник»
1969


Серж Поляков

Тем, кому интересны живописные и графические творения Сержа Полякова, мастера цвета, обладателя индивидуальной абстрактной манеры, москвича, сына владельца конезавода, в 1918 году покинувшего Россию, определенно стоит приехать в Брюссель на исходе января. В экспозиции галереи Lancz будет представлено масло Полякова «Абстрактная композиция», 1960, вещь, не единожды публиковавшаяся в искусствоведческой литературе. Гуашь под аналогичным названием, вышедшую из-под «пера» художника в 1967 году, покажет галерея Harold T’Kint de Roodenbeke.

«Абстрактная композиция»
1960

«Абстрактная композиция»
1967


Осип Цадкин

В одном с Марком Шагалом классе Витебского городского училища учился и будущий скульптор-авангардист Осип Цадкин. И точно так же, как одноклассник, в 1910 году обосновался в знаменитом «Улье» на Монпарнасе. Парижская Galerie AB покажет Цадкина — виртуозного графика. «Обнаженный, сидящий в кресле», китайская тушь, перо, сепия, 1952, происходит из коллекции художника Эдуара Гёрга и в нижнем левом углу имеет дарственную надпись: «В память о посещении моего леса». Стенд же галереи Fleury украсит садовая скульптура Цадкина из цемента, 1943–1944.

«Обнаженный, сидящий в кресле»
1952


Герметичный скафандр Геннадия Стрекалова

Скафандр бортинженера космического корабля «Союз ТМ-10», совершавшего полет с 1 августа по 10 декабря 1990 года и проведшего в космосе 130 дней, 20 часов, 35 минут. В ходе полета Стрекалов вышел в открытый космос на 2 часа 45 минут, чтобы уточнить объем необходимых работ по ремонту выходного люка модуля «Квант-2». Костюм «Сокол КВ2» (высота 155 см) выпущен Научно-производственным предприятием «Звезда» и сохранил отличное состояние. Одиннадцатого декабря 1993 года с нью-йоркских торгов Sotheby’s вещь оказалась в коллекции Форбсов. За раритет, побывавший в открытом космосе, итальянская антикварная галерея Theatrum Mundi назначает цену €130 000.


Мария Кошенкова. «Розовый канат, или пятая волна феминизма»

Постоянный посетитель BRAFA наверняка заметит, что третий год подряд парижская галерея Clara Scremini включает в экспозицию объекты из стекла Марии Кошенковой. Красные кружочки у работ петербурженки, выпускницы Мухинского училища, ныне живущей в Дании, возникают уже в день превью ярмарки. На этот раз стоит поохотиться за стеклянной скульптурой «Розовый канат, или пятая волна феминизма» из серии «Tie-Up» (цена в диапазоне €5000–10 000).