Брюссельская ярмарка искусства BRAFA открылась для публики, а в течение трех дней VIP-превью, предшествующих официальному старту, можно было наблюдать деловито снующих и беспрестанно рассказывающих истории антикваров и вальяжные семьи коллекционеров-европейцев — именно в таком составе любят бродить от стенда к стенду собиратели редкостей.

Современное feat. русское искусство

В своем 62-м сезоне одна из старейших в мире ярмарок искусства стала еще ближе к современности — едва ли не на каждом третьем эклектичном (смешение стилей — одна из фишек и бесспорное преимущество смотра) стенде красовались работы современных художников. Ну или по крайней мере произведения послевоенного искусства с особым (и вполне понятным) акцентом на бельгийских авторов — например, объектов, инсталляций и картин главного местного концептуалиста Марселя Бротарса в галерейных рядах было не счесть.

Инсталляция Вима Дельвуа "Без названия (12 лопат)" 1990 года в галерее Rodolphe Janssen

Инсталляция Вима Дельвуа «Без названия (12 лопат)» 1990-го года в галерее Rodolphe Janssen

Тон тренду задавал сам президент ярмарки Харольд т’Kинт де Роденбеке, разместивший на стенде собственной галереи произведения европейских модернистов, выполненные в 1960-х годах, — Андре Ланского (€25,5 тыс. за большой коллаж) и Поля Дельво. Внушительное полотно последнего «Александрийский сад» (100×125 см) оценено в €870 тыс. Тут же продавалась гуашь американца, пионера кинетического искусства Александра Колдера (€85 тыс.), а его последователь Хулио Ле Парк приезжал на BRAFA в качестве почетного гостя и декорировал своими магическими переливающимися инсталляциями всё выставочное пространство ярмарки.

BRAFA2017-5

Коллаж Андре Ланского (слева) на стенде президента ярмарки Харольда т’Kинта де Роденбеке

Другая известная галерея из Лондона, Stern Pissarro, специализирующаяся на графике и живописи импрессионистов, разбавила ряд своих Ренуаров, Писсарро и Сезаннов огромным количеством графики и акварелей Марка Шагала второй половины 1970-х (от €155 тыс.), натюрмортом Оскара Рабина 1987 года (€38 тыс.), а также абстракцией Дэмиена Херста.

BRAFA2017-30

Оскар Рабин
«Натюрморт»
1987
Stern Pissarro

Увеличилось и количество галерей, работающих исключительно с современным искусством. К форварду смотра в этом поле, брюссельской Guy Pieters, чьи владельцы предоставили львиную долю экспонатов для выставки Яна Фабра в Эрмитаже, в этом сезоне присоединились галереи Patrick De Brock, Rodolphe Janssen, Omer Tiroche и Bernier/Eliades. Последняя с филиалами в Афинах и Брюсселе собрала, пожалуй, самую впечатляющую экспозицию из классиков и молодых авторов современности: видеоинсталляция Тони Оуслера и закрученный в улитку готический собор Вима Дельвуа (около €230 тыс.) соседствовали с трогательным «куполом» из засушенных растений Кристианы Лёр (€25 тыс.), малый вариант которого показывали на выставке «Избирательное сродство» в ГЦСИ в начале 2016 года. А сам Ги Питерс и в этом году не обошелся без новинок своего подопечного Фабра — фламандец выпустил серию китчевых густо декорированных пайетками и стразами бюстов, а также пополнил свою серию миниатюр «Карнавал мертвых» (от €30 тыс.).

Новые скульптуры Яна Фабра в галерее Guy Pieters

Новые скульптуры Яна Фабра в галерее Guy Pieters

Кроме современного искусства, другой видимый акцент ярмарки — русский. За последние пять лет в Брюссель всё чаще наведываются русские коллекционеры и декораторы, так что работ с русским провенансом становится год от года всё больше. Кроме многочисленных Шагалов, которого «своим» считают французы и швейцарцы, на ярмарке выставлено много работ русских представителей «парижской школы»: Андре Ланского, Сержа Полякова и других — и авангарда (рисунок Кандинского в галерее Tamenaga продавали за €135 тыс.). Встречаются и работы современных авторов — например, несколько стеклянных скульптур Марии Кошенковой в Clara Scremini Gallery были проданы уже в первые часы VIP-превью.

BRAFA2017-6

Стеклянные скульптуры Марии Кошенковой в Clara Scremini Gallery

Антиквариат feat. дизайн

BRAFA неизменно богата предметами декоративно-прикладного искусства и дизайна, а без археологических древностей не обходится ни одна ярмарка. Антиквары демонстрируют широкий охват исторических эпох, представляя артефакты Древней Месопотамии, Египта, классической Греции, Рима, Африки, доколумбовой Америки. Так, барселонская галерея J. Bagot Arqueología — Ancient Art в гармоничном единстве объединила на стенде несколько миниатюрных шедевров древности: глиняный кратер с изображением греческих воинов — уникальный образец краснофигурной росписи (Аттика, около 450 г. до н. э.), бронзовый бюст древнеегипетского фараона 21–22 династий (около 1050–700 гг. до н. э.) и относящуюся ко времени Римской империи (около 160-200 гг. н. э.) мраморную фигурку богини Деметры.

BRAFA2017_1

Глиняный кратер с изображением греческих воинов
около 450 г. до н. э.
J. Bagot Arqueología — Ancient Art

Иллюзии о высоких ценах на предметы античности развеивала галерея Phoenix Ancient Art с отделениями в Женеве и Нью-Йорке. Она представила в витрине набор предметов, рассчитанных исключительно на кошелек молодых коллекционеров: от амулета с бронзовой лошадкой (€1800) до мраморной головки богини (€13 000).

В последнее время немало возрос интерес к китайской терракотовой скульптуре, в особенности выполненной мастерами императорской династии Тан (618–907 гг.), считающейся вершиной цивилизации Поднебесной. Галерея Eric Pouillot из Парижа предлагает полуметровый глиняный портрет придворной дамы под названием «Толстушка» за €36 тыс.

Старейшая антикварная галерея Deletaille славится вещами сектора tribal art исключительного качества и безупречного провенанса. В этом году на BRAFA замечено углубленное внимание к произведениям искусства доколумбовой Америки, и Эмиль Делетай за €2,5 млн выставил глиняную скульптуру сидящей девушки племени тотонак из раскопок в мексиканском штате Веракрус, в так называемом стиле Эль-Сапоталь. Моделирование и обжиг столь монументальной по тем временам (600–900 гг. до н. э.) статуи, 85 см, явно представлял для мастера доколумбовой Америки проблему, но он с ней блестяще справился.

Cкульптура сидящей девушки племени тотонак
600–900 гг. до н. э.
Deletaille gallery

Ежегодно коллекцией диковин, напоминающей кабинет куриозитетов ренессансного ученого, тем не менее очаровывающей своей эклектичностью, удивляют лондонские антиквары из Finch & Co. Этнографические раритеты и произведения искусства дилеры прихотливо смешивают в своей кунсткамере с предметами естественной истории. Например, гравированный цветочными арабесками и тюльпанами редчайший набор гребенок для париков — вещица, приписываемая Полу Бенетту, мастеру, работавшему при королевском дворе Ямайки, и датированная 1671 годом — оценена в €26,5 тыс. Часовщик Жак Нев, уже более четверти века реставрирующий часы в мастерской Jacques Nève, Horloger D’Art в Брен-Ле-Шато к югу от Брюсселя, предлагает прекрасный выбор часов XVIII–XIХ веков. Среди заслуживающих отдельного внимания — работа парижского часовых дел мастера Луи Айрри конца XVII века, за которую просят €25 тыс.

Любителям изящного, в особенности требовательным знатокам ювелирного искусства, тоже есть на чем остановить взгляд. Плод сотрудничества художника Альфонса Мухи и ювелира Жоржа Фуке, колье (около 1900 г.), составленное из одиннадцати секций с рубинами, жемчугом, сапфирами, изумрудами и бриллиантами, экстравагантный образец стиля ар-нуво, выставлено в витринах галереи Epoque Fine Jewels и оценено в €625 тыс.

Колье (около 1900 г.), составленное из одиннадцати секций с рубинами, жемчугом, сапфирами, изумрудами и бриллиантами

Колье
около 1900 г.
Epoque Fine Jewels

Сильной стороной BRAFA остается раздел дизайна. По представленным экспонатам на брюссельской ярмарке можно точно определить, куда качнулся маятник моды в этом сезоне. И, несмотря на обилие предметов в не сдающем позиций стиле ар-деко, стоит признать: мебельные формы 1960–80-х годов несомненно в тренде.

В экспозиции галереи Anne Autegarden выставлены предметы домашней обстановки 1960-х годов — пара банкеток из ореха, подписанных британским архитектором и дизайнером Теренсом Гарольдом Робсджоном-Гиббингсом (€22 тыс.), библиотека Джо Понти из древесины грецкого ореха (€27 тыс.) и бюро из вишни Карло де Карли (€18 тыс.). В галерее Frank Landau за софу 1960-х годов Джорджа Накаcимы просят €60 тыс. И, наконец, за уже антикварные 1980-е отвечает галерея Le Beau — здесь главенствует этажерка Carlton (€26 тыс.) из дерева и пластика, созданная по дизайну Этторе Соттсасса.

TOP15Brafa12

Этторе Соттсасс
Этажерка Carlton
1981
Le Beau